Перейти на главную страницу сайта


загрузка...

Москвич 3-5-6

«Москвичи» серии 3-5 — семейство опытных легковых автомобилей, спроектированных и собранных в небольшом количестве на заводе МЗМА / АЗЛК в Москве в первой половине семидесятых годов. Отличались передовой, особенно для отечественного автопрома, конструкцией, однако, в силу различных причин, в серию ни один из них не пошёл.

Дальнейшие разработки перспективных Москвичей велись в рамках С-серии.

Обозначение «3-5» изначально показывало, что перспективная модель пойдёт в серию приблизительно в 1973…1975 годах.

Содержание

  • 1 Предыстория
  • 2 3-5-2, 3-5-3, 3-5-4
  • 3 3-5-5, 3-5-6
  • 4 Оценка проекта
  • 5 Источники

Предыстория

Все пятидесятые и шестидесятые годы Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА) находился в состоянии активного развития. Смена моделей на конвейере происходила каждые 4-5 лет, к концу шестидесятых до 55 % выпущенных автомобилей уходили на экспорт во многие страны мира, включая Западную Европу. На заводе работал коллектив молодых и креативных дизайнеров и конструкторов.

Едва освоив в 1963 году считавшуюся «переходной» модель «Москвич-403» — со старым кузовом и «подновлённым» двигателем модели «407», уже в следующем, 1964 году на заводе запустили в серию «Москвич-408», который отличался совершенно новым, стильным и достаточно современным для тех лет кузовом.

Между тем, М-408 также представлял собой «переходную модель»: получив новый кузов, он сохранял архаичный нижневальный мотор, который хоть и развивал в новой модификации достойные по тем временам 50 л.с., но, всё же, корнями уходил ещё в тридцатые годы и настоятельно требовал замены. Таковая уже создавалась с начала шестидесятых годов — на заводе активно велись работы по совершенно новому 1,5-литровому цельноалюминиевому двигателю, задуманному как база для многочисленных модификаций рабочим объемом 1,5…2 литра. В 1967 году они увенчались запуском в серию модели «Москвич-412». Производство двигателя из-за загруженности самого МЗМА вскоре было решено перенести на Уфимский завод авиамоторов — в те годы вряд ли кто либо мог предугадать, какие проблемы принесёт передача моторного производства стороннему предприятию, находящемуся в подчинении другого министерства.

Однако, новый мотор на первом этапе пришлось устанавливать в кузов модели «408», который по мере приближения к концу шестидесятых годов быстро устаревал.

Работа над преемниками «408-го» велась на заводе по двум направлениям.

Ещё с середины шестидесятых велась работа по созданию нового кузова для модели того же класса, что и М-408 — в конечном итоге эта линия привела к рестайлинговому кузову для М-412, в котором эта модель (как и М-408) стала собираться с 1969 года.

Однако, и «Москвич-412» виделся на заводе как «временная» модель — к началу его производства уже был подписан договор с итальянской фирмой Fiat, предусматривавший постройку в городе Тольятти завода, рассчитанного на массовый выпуск лицензионного варианта модели Fiat 124 — того же класса, что и М-412, но превосходившей его технически и по комфортабельности.

Разработка полностью новой модели «Москвича» того же класса была бы в таких условиях нерациональна. Поэтому обновление модельного ряда было решено совместить с переходом в более высокий класс — верхнюю группу малого… низшую группу среднего, что позволило бы заполнить имевшийся в типажах советских легковых автомобилей «вакуум» между «Москвичом-412» и готовившимися к производству моделями ВАЗ малого класса с одной стороны — и «Волгой» среднего класса с другой.

Первые имели длину около четырёх метров и двигатели объёмом 1,2…1,5 литра, вторая — соответственно около пяти метров и 2,5 литра. Между тем, в Европе в шестидесятые годы получили широкое распространение модели, характеристики которых находились как раз примерно посередине между этими цифрами; это соответствовало по тогдашим меркам европейскому «среднему классу» («Mittelklasse»), или так называемому сегменту «больших семейных автомобилей» («Large family cars») — то есть, современному сегменту D.

В Западной Европе автомобили этой размерной группы получили в те годы большое распространение — например, «большие» серии западно-германского Ford Taunus, английский Ford Zephyr, Opel Rekord, и другие. Сохраняя относительные экономичность, дешевизну в эксплуатации и компактность относительно машин класса «Волги», они сочетали их с неплохими вместимостью и комфортабельностью относительно «малолитражек». Такие модели в наибольшей степени соответствовали понятию «семейный автомобиль» — с относительным удобством размещали пятерых взрослых человек, были хорошо приспособлены для длительных загородных поездок, число которых в те годы росло во всём мире, и в СССР — в том числе. В производственных программах отечественных автозаводов подобные модели на тот момент совершенно отсутствовали.

Именно в этом классе и было решено разрабатывать перспективное семейство автомобилей «Москвич», получившее обозначение «3-5» согласно запланированным годам постановки в серийное производство — 1973…1975. Разработка семейства началась весной 1967 года.

Планировалось комплектовать эти автомобили унифицированными моторами с рабочим объемом 1,5, 1,6, 1,7 и 1,8 литра мощностью 75…103 л.с., созданными на основе двигателя модели «412», часть выпуска — автоматической трансмиссией.

3-5-2, 3-5-3, 3-5-4

3-5-2 был лишен изящества своего предшественника, выглядел грубо, тяжеловесно и несовременно. Будущего у этой машины не было.
3-5-3 — универсал

Первым автомобилем серии стал разработанный в конце шестидесятых (начало разработки — весна 1967 года) и построенный в 1970 году прототип «3-5-2» с кузовом типа «седан» (4333х1660х1420 мм, база 2525 мм, 1,7 л., 96 л.с.). Версия с кузовом «универсал» обозначалась как «3-5-3» (4400x1615x1386 мм), а дальнейшая разработка седана, внешне отличающаяся крупноячеистой решеткой радиатора и деталями отделки — «3-5-4» (1,5 л., 81 л.с.).

С точки зрения дизайна, этот автомобиль напоминал увеличенный на 200 мм в длину и на 100 мм в ширину «Москвич-408», сохранение характера расположения поверхностей кузова которого было одним из требований технического задания. Как вспоминал один из работавших над автомобилем дизайнеров, Игорь Андреевич Зайцев, бывший в то время генеральным конструктором МЗМА Александр Андронов видел будущую машину именно в виде увеличенного «408-го», так как считал его дизайн самодостаточным и достаточно оригинальным[1].

— Мы никак не могли понять, зачем нужны четыре одинаковых макета. Начали лепить самостоятельно, и что-то у нас, казалось, стало получаться интересное. Андронов по нескольку раз в день обходил все КБ: «Чем заняты, какие проблемы» Заходил и к нам, делал замечания — мол, что-то надо изменить здесь, что-то здесь. А мы продолжаем гнуть свою линию. И Андронов как-то отозвал меня в сторонку: "Почему упрямитесь Конечно, вам, молодым, хочется проявить себя после Строгановки. Но я-то знаю, что у вас ничего не получится! Если вы не скопируете «четыреста восьмой», то положение передней стойки не найдете.

Результатом возникшего по этому поводу конфликта стал временный уход Зайцева с АЗЛК[1].

Собранный к 1970 году ходовой образец, по современной оценке, получился устаревшим уже на момент своего создания. Было ясно — необходимы принципиально новые идеи и решения.

3-5-5, 3-5-6

«3-5-5» отличали вполне современные для начала семидесятых годов дизайн и агрегатная часть и вместительный салон, по отделке существенно превосходящий модели «ВАЗ».
«3-5-6» в музее АвтоРевю.

В 1972 году был собран образец «3-5-5», он был окрашен в серебристый металлик. Автомобиль в целом унаследовал от «3-5-2» основные размеры, но дизайн был совершенно новым, более гармоничным и современным, «3-5-5» немного напоминал тогда только запущенный в серию BMW пятой серии E12. При этом, в облике автомобиля присутствовали легко узнаваемые «москвичовские» черты, обозначающие преемственность поколений — ребро жесткости на боковине, форма передних крыльев, оформление панели задка, фары (серийные от «Москвича-412») и клетчатая решетка радиатора. Салон был унаследован в целом от предыдущего прототипа («3-5-2»).

Предусматривалась зависмая рычажно-пружинная подвеска задних колёс, силовые агрегаты увеличенного объёма (1,6, 1,7 и 1,8 л), модернизированная коробка передач. Автомобиль имел также просторный салон, большой багажник с вертикально размещенной «запаской», гнутые боковые стёкла и травмобезопасные ручки дверей.

Ходовой образец «3-5-5» сохранился, но находится в очень плохом состоянии (нет двигателя и КПП, салон в очень плохом состоянии, кузов сгнил, есть неродные детали). В настоящее время он выставлен на обозрение в собрании автомобилей в деревне Черноусово (Тульская обл.) под открытым небом, и, по имеющейся информации, его состояние продолжает ухудшаться [1][2][3][4].

Отдельные черты дизайна «3-5-5» были реализованы на позднейшей модели «Москвич-2140», а оформление головной оптики, вероятно, было заимствовано для модели «Иж-2125».

В 1975 году был собран следующий прототип — «3-5-6», отличавшийся от «3-5-5» полностью новым салоном, при разработке которого первые в отечественной практике был применен посадочный макет [1], автоматической коробкой передач фирмы Borg-Warner, иным оформлением кузова. Ходовой прототип был окрашен в темно-зеленый металлик и имел двигатель объемом 1,8 л. с двумя карбюраторами Zenith (103 л.с.). Этот прототип находился в коллекции музея ОАО «Москвич», в настоящее время находится в коллекции автомобилей журнала АвтоРевю.

Оценка проекта

Автомобили серии 3-5, при условии их постановки в производство в установленные изначально сроки, в целом соответствовали бы зарубежным аналогам и стали бы великолепным продолжением модельного ряда «Москвичей» семидесятых годов.

Однако, уход на пенсию главного конструктора Андронова и последовавшая за ним «кадровая чехарда» в руководстве заводом, а так же в целом негативное отношение к автомобилям этой серии, сложившееся в отраслевом министерстве, не позволили наладить серийный выпуск ни в установленные сроки, ни позднее.

К тому же, за время работ над серией мировой автопром ушел далеко вперед, «машины получались грубыми, устаревшими»[1], поэтому в 1975 году была начата работа над принципиально новой серией перспективных «Москвичей», наименования которых начались с единицы, как символ отказа от преемственностью с серией «3-5» и другими предшественниками — С-серией.

А в целях обновления все ещё находившегося на конвейере «Москвича-412» был проведен рестайлинг, результатом которого стала модель Москвич-2140.

Источники

  1. 1 2 3 Еремкин В. Интервью с Игорем Зацевым, бывшим главным дизайнером АЗЛК // АвтоРевю : Журнал. — М.: 2002. — № 5.
Серийные легковые автомобили «Москвич»

Довоенные модели завода им. КИМ: Форд-А • Форд-АА • ГАЗ-АА• КИМ-10-50• КИМ-10-51
Автомобили «Москвич» I поколение Москвич-400 • Москвич-422 • Москвич-401
Автомобили «Москвич» II поколение Москвич-402 • Москвич-410 • Москвич-407 • Москвич-423 • Москвич-430 • Москвич-403 • Москвич-424 • Москвич-432
Автомобили «Москвич» III поколение Москвич-408 • Москвич-426 • Москвич-433 • Москвич-412 • Москвич-427• Москвич-434 • Москвич-2140• Москвич-2137 • Москвич-2734
Автомобили «Москвич» IV поколение Москвич-2141 • Москвич-2335 «Пикап» • Москвич «Святогор» • Москвич-2142 • Москвич-2142R5 «Князь Владимир» • Москвич «Иван Калита» • Москвич-Дуэт
Опытные и экспериментальные автомобили 3-5-23-5-33-5-43-5-53-5-6 • С1 • С2 • С3 • Москвич-415 • Москвич-416 • Москвич-444 • Москвич А9
Рекордно-гоночные автомобили Г1-405 • Г2-407 • Г3 • Г4 • Г5

 


Источник: Русская Википедия, 2010

Вы можете разместить ссылку на этот материал у себя на сайте, блоге или форуме

HTML-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию (для форумов)
Прямая ссылка на публикацию


Похожие статьи
Москвич-415/ 416
Москвич-415/ 416 Москвич-415/ 416 Москвич-415/ -416, Москвич-2150 Общие данные Производитель: МЗМА, АЗЛК Года пр-ва: 415 1957 — 1959, 416 1960, 2150 1973 Дизайн Тип(ы) кузова: фаэтон (415 и 2150-1) и 3-дверный универсал (416 и 2150-2) Компоновка: полный с подключаемым передним мостом Двигатели МЗМА-415/-416 – М-407 (1220 см, 35 л.с.); АЗЛК-2150 – М-412 (1460 см, 75 л.с.) Трансмиссия Механическая 4-ст. Характеристики Массово-габаритные Длина: 4055 мм (415/416); 3615 мм (2150) Ширина: 1540 мм (415/416); 1526 мм (2150) Высота: 1683 мм (415/416); 1850 мм (2150) Клиренс: 220 мм Колёсная база: 2030 мм (415/416); 2270 мм (2150) Колея задняя: 1220 мм (415/416); 1270 мм (2150) Колея

Москвич-403
Москвич-403 Текущая версия (не проверялась) Москвич-403 Общие данные Производитель: МЗМА, Москва, СССР Годы пр-ва: 1962—1965 Дизайн Компоновка: задний Двигатели 1360 см (45 л.с.) Трансмиссия механическая 4-ст. Характеристики Массово-габаритные Длина: 4040 мм Ширина: 1540 мм Высота: 1540 мм Колёсная база: 2380 мм Масса: 980 кг Динамические Разгон до 100 км/ч: 36 с Макс. скорость: 115 км/ч На рынке Предшественник Предшественник Москвич-407 Преемник Преемник Москвич-408 Связанные: Москвич-407 Москвич-403 — советский легковой автомобиль малого класса, выпускавшийся на Московском

Москвич 412
Москвич 412 Москвич-412 Москвич-412 на викискладе Общие данные Производитель: МЗМА/АЗЛК Года пр-ва: 1967-1976 Класс: малый III группы/family car Дизайн Тип кузова: четырёхдверный седан Компоновка: задний КПП: механическая, 4х-ступенчатая Двигатели УЗАМ-412 Производитель: УЗАМ Марка: УЗАМ-412 Тип: бензиновый Объём: 1480 см3 Максимальная мощность: 75 л.с., при 5800 об/мин Максимальный крутящий момент: 107,9 Н*м Н·м, при 3400-3800 об/мин Конфигурация: рядный, четырёхцилиндровый Цилиндров: 4 Клапанов: 8 Макс. скорость: 142 км/час Разгон до 100 км/ч: 19 с Расход топлива при городском

Москвич 3-5-6
Москвич 3-5-6 «Москвичи» серии 3-5 — семейство опытных легковых автомобилей, спроектированных и собранных в небольшом количестве на заводе МЗМА / АЗЛК в Москве в первой половине семидесятых годов. Отличались передовой, особенно для отечественного автопрома, конструкцией, однако, в силу различных причин, в серию ни один из них не пошёл. Дальнейшие разработки перспективных Москвичей велись в рамках С-серии. Обозначение «3-5» изначально показывало, что перспективная модель пойдёт в серию приблизительно в 1973…1975 годах. Содержание 1 Предыстория 2

Москвич 3-5-5
Москвич 3-5-5 «Москвичи» серии 3-5 — семейство опытных легковых автомобилей, спроектированных и собранных в небольшом количестве на заводе МЗМА / АЗЛК в Москве в первой половине семидесятых годов. Отличались передовой, особенно для отечественного автопрома, конструкцией, однако, в силу различных причин, в серию ни один из них не пошёл. Дальнейшие разработки перспективных Москвичей велись в рамках С-серии. Обозначение «3-5» изначально показывало, что перспективная модель пойдёт в серию приблизительно в 1973…1975 годах. Содержание 1 Предыстория 2

Искать все статьи, похожие на текущую (Москвич 3-5-6)
Это интересно! Гран-при Японии 1991 года   Институт Гипростроймост   пролетать   The Seven Spirits of Ra   хуй ночевал   
Универсальная энциклопедия 2012
Карта сайта
Страница создана за 0.027853 сек. Всего документов включено в базу знаний: 5150576