Перейти на главную страницу сайта


загрузка...

науки о природе и науки о культуре

        НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ -название самостоятельных областей научного знания, разделенных по принципу логического дуализма в нем. философии на рубеже 19 и 20 вв. неокантианцами Г. Когеном, Г. Риккертом, В. Виндельбандом идр.) Цель такого разделения научных областей они видели в необходимости обоснования самостоятельного эпистемологического статуса гуманитарных дисциплин, несводимого к философско-методологическим основаниям естественнонаучного знания. Науки о природе нацелены на получение объективного знания о внешней действительности, основанного на законах причинности, независимых от человека. Они ориентированы на познание общих, повторяющихся черт изучаемого явления и группируются вокруг одной основной науки (механики). Науки о культуре сосредоточены на познании частных, индивидуальных, неповторимых особенностей. Они проникают в телеологические связи и пытаются реконструировать исторические образования по телеологическому принципу, определяя конкретные смыслы, зафиксированные в явлениях культуры. Для наук о культуре не может существовать какой-либо определенной основной науки, но есть возможность объединения, которую дает понятие «культуры», определяющее объекты наук о культуре как ценностно обусловленные и являющееся для них «руководящим принципом при образовании ими исторических понятий». Поэтому различие наук о природе и наук о культуре (у В. Виндельбанда; номотетических и идиографических наук) объясняется неокантианцами противоположностью их методов (у Г. Риккерта: генерализующий и индивидуализирующий методы). Выработанный неокантианцами способ деления научного знания на науки о природе и науки о культуре не сводится к предложенному В. Дильтеем разделению наук на науки о природе и науки о духе. Неокантианцы считают термин «науки о духе» недостаточным для характеристики действительных различий естественных и гуманитарных наук, а материальное различие природы и духа, акцентирующее связь гуманитарных дисциплин преимущественно с психическими явлениями (В. Дильтей), полагают не главным признаком деления, поскольку из него нельзя вывести формальную противоположность двух различных методов. Это объясняется тем, что для неокантианцев существует только одна действительность, и материальную противоположность объектов можно получить только благодаря специальному выделению из целого этой действительности некоторого количества предметов и явлений. Именно поэтому неокантианцы дополняют материальный принцип деления наук формальным. Они сосредоточивают внимание не на содержательной специфике наук о природе и наук о культуре, а на различиях в самом процессе упорядочения и переработки содержательного материала, т.е. на различиях двух основных форм мышления, которые обусловливают выработку понятий. Неокантианцы сознательно абстрагируются от всего общего, объединяющего науки о природе и науки о культуре в действительности, и разделяют их в «понятии».
        Такое разделение привело к тому, что в рамках исследования «наук о культуре» центральное место стало занимать понятие «ценности». Возникла проблема существования ценностей. Поскольку процедура отнесения к ценностям превращает части действительности в объекты культуры и выделяет эти объекты из мира природы, то о ценностях нельзя говорить, что они существуют или не существуют, — они только значат. Именно эта противоположность объектов природы и культуры лежит в основе деления наук.
        В философии 20 в. были предприняты попытки преодоления эпистемологического разрыва наук о природе и наук о культуре (М. Вебер, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер).
        Т.Г. Щедрина

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин, 2009.

Вы можете разместить ссылку на этот материал у себя на сайте, блоге или форуме

HTML-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию (для форумов)
Прямая ссылка на публикацию


Похожие статьи
НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
— введенное Г. Риккертом подразделение наук по их предмету и методу. Это подразделение совпадает с предложенным В. Винделъбандом и подробно разработанным Риккертом противопоставлением номотетической науки и идиографической науки. В последние десятилетия естественные науки нередко именуются также «Н. о п.», а социальные и гуманитарные науки — «Н. о к.». В таком удвоении терминологии нет опасности, если принимается во внимание, что употребление Риккертом терминов «Н. о п.» и «Н. о к.» было связано с идеей, вызывающей возражения современной

науки о природе и науки о культуре
        НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ -название самостоятельных областей научного знания, разделенных по принципу логического дуализма в нем. философии на рубеже 19 и 20 вв. неокантианцами Г. Когеном, Г. Риккертом, В. Виндельбандом идр.) Цель такого разделения научных областей они видели в необходимости обоснования самостоятельного эпистемологического статуса гуманитарных дисциплин, несводимого к философско-методологическим основаниям естественнонаучного знания. Науки о природе нацелены на получение объективного знания о внешней

Науки о природе
Науки о природе Естественные науки (нем. Naturwissenschaften) — разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку, природных (естественных — от «естество», природа) явлений. Происхождение естественных наук связано с применением философского натурализма к научным исследованиям. Принципы натурализма требуют изучать и использовать законы природы, не привнося в них законы, вводимые человеком, т.е. исключая произвол человеческой воли. Понятие о естественных науках введено также для их размежевания с наукамигуманитарными и

НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
то же, что и науки о духе.

Эссе о природе и значении экономической науки
Эссе о природе и значении экономической науки Эссе о природе и значении экономической науки (англ. An Essay on the Nature and Significance of Economic Science, 1932) — произведение английского экономиста Л. Роббинса. Содержание 1 Структура 2 Идеи 3 Переводы 4 Ссылки Структура Книга включает предисловие и 6 глав: Предмет экономической науки Относительность экономических «количеств» Природа экономических обобщений Экономические обобщения и действительность Значение экономической науки. Идеи Книга считается важнейшим произведением в экономической науке XX в.[источник

Искать все статьи, похожие на текущую (науки о природе и науки о культуре)
Это интересно! паралический   Слёзы — Лёд   АРАУКАРИЯ   Шэньши   Шестилучевые губки   
Универсальная энциклопедия 2012
Карта сайта
Страница создана за 0.010677 сек. Всего документов включено в базу знаний: 5150576