Перейти на главную страницу сайта


загрузка...

НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ

— введенное Г. Риккертом подразделение наук по их предмету и методу. Это подразделение совпадает с предложенным В. Винделъбандом и подробно разработанным Риккертом противопоставлением номотетической науки и идиографической науки.
В последние десятилетия естественные науки нередко именуются также «Н. о п.», а социальные и гуманитарные науки — «Н. о к.». В таком удвоении терминологии нет опасности, если принимается во внимание, что употребление Риккертом терминов «Н. о п.» и «Н. о к.» было связано с идеей, вызывающей возражения современной методологии науки. Суть этой идеи в том, что Н. о п., использующие генерализирующий метод, устанавливают научные законы, в то время как Н. о к., пользующиеся индивидуализирующим методом, не формулируют никаких законов. Эта идея не нашла сколько-нибудь убедительного обоснования. Физика и химия действительно стремятся обосновать общие регулярности, которые называются законами науки. Но уже в биологии эта тенденция к поиску законов выражена гораздо слабее (особенно в теории эволюции); космология использует физические закономерности, но сама не формулирует законов развития Вселенной. С др. стороны, хотя гуманитарные науки не открывают законов, неверно, что и все социальные науки не способны делать этого. Экономическая наука достигла заметного прогресса в установлении общих регулярностей экономической жизни; социология стремится обосновать регулярности, касающиеся форм и изменений совместной жизни людей. Граница между науками, формирующими законы, и науками, не делающими этого, не совпадает с границей между естественными науками («Н. о п.»), с одной стороны, и социальными и гуманитарными науками («Н. о к.») — с другой. Устанавливают законы те науки (естественные и социальные), которые описывают или оценивают исследуемые явления в системе сравнительных категорий; не формулируют законов науки (гуманитарные и естественные), описывающие или оценивающие изучаемые объекты в системе абсолютных категорий (см. АБСОЛЮТНЫЕ КАТЕГОРИИ И СРАВНИТЕЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ), (см. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК ).

Источник: Философский энциклопедический словарь, 2010.

Вы можете разместить ссылку на этот материал у себя на сайте, блоге или форуме

HTML-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию (для форумов)
Прямая ссылка на публикацию


Похожие статьи
НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
— введенное Г. Риккертом подразделение наук по их предмету и методу. Это подразделение совпадает с предложенным В. Винделъбандом и подробно разработанным Риккертом противопоставлением номотетической науки и идиографической науки. В последние десятилетия естественные науки нередко именуются также «Н. о п.», а социальные и гуманитарные науки — «Н. о к.». В таком удвоении терминологии нет опасности, если принимается во внимание, что употребление Риккертом терминов «Н. о п.» и «Н. о к.» было связано с идеей, вызывающей возражения современной

науки о природе и науки о культуре
        НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ -название самостоятельных областей научного знания, разделенных по принципу логического дуализма в нем. философии на рубеже 19 и 20 вв. неокантианцами Г. Когеном, Г. Риккертом, В. Виндельбандом идр.) Цель такого разделения научных областей они видели в необходимости обоснования самостоятельного эпистемологического статуса гуманитарных дисциплин, несводимого к философско-методологическим основаниям естественнонаучного знания. Науки о природе нацелены на получение объективного знания о внешней

Науки о природе
Науки о природе Естественные науки (нем. Naturwissenschaften) — разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку, природных (естественных — от «естество», природа) явлений. Происхождение естественных наук связано с применением философского натурализма к научным исследованиям. Принципы натурализма требуют изучать и использовать законы природы, не привнося в них законы, вводимые человеком, т.е. исключая произвол человеческой воли. Понятие о естественных науках введено также для их размежевания с наукамигуманитарными и

НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
то же, что и науки о духе.

Эссе о природе и значении экономической науки
Эссе о природе и значении экономической науки Эссе о природе и значении экономической науки (англ. An Essay on the Nature and Significance of Economic Science, 1932) — произведение английского экономиста Л. Роббинса. Содержание 1 Структура 2 Идеи 3 Переводы 4 Ссылки Структура Книга включает предисловие и 6 глав: Предмет экономической науки Относительность экономических «количеств» Природа экономических обобщений Экономические обобщения и действительность Значение экономической науки. Идеи Книга считается важнейшим произведением в экономической науке XX в.[источник

Искать все статьи, похожие на текущую (НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ)
Это интересно! Фламиний   Доля, Евдокия Ивановна   Федеральный фонд обязательного медицинского страхования   Слатвинский, Пётр Иванович   Т-28 (трактор)   
Универсальная энциклопедия 2012
Карта сайта
Страница создана за 0.035823 сек. Всего документов включено в базу знаний: 5150576