Универсальная энциклопедия | Перейти на главную страницу сайта |
АварцыАварцы
Это статья о современном дагестанском народе. О древнем народе см. авары Ава́рцы (авар. аварал, магІарулал,) — самый многочисленный народ современного Дагестана.[8] Населяют бо́льшую часть горной территории Дагестана, а отчасти и равнины (Буйнакский, Хасавюртовский и др. районы). Помимо Дагестана, проживают в Чечне, Калмыкии и других субъектах РФ (814.5 тыс. чел.), Основная область расселения аварцев в Дагестане — бассейны рек Авар-ор, Анди-ор и Чеэр-ор. 28 % аварцев проживает в городах (2001). Аварцы также проживают в Азербайджане, в основном в Белоканском, Закатальском районах, где по данным переписи 1999 года их численность составляла 50.9 тысяч человек.[9] Аварские кресты и спиралевидная свастика. Резьба по камню
Конец священной войныИмам Шамиль Царизм же не преминул извлечь уроки из своих ошибок и неудач и в корне поменял тактику, временно отказавшись от политики жёсткого колониального гнёта. В таких условиях мюридистские лозунги о необходимости ведения «священной войны» с Россией до последнего подростка, способного держать в руках оружие, не считаясь при этом ни с какими жертвами, ни с какими потерями, — стали восприниматься горцами как сумасбродные и гибельные. Авторитет Шамиля и его наибов стал таять. Шамилю нередко приходилось воевать не только с русскими, но и со своими «фрондёрами». Так, часть аварцев (прежде всего,— хунзахцы и чохцы) сражалась на стороне России в подразделениях горской милиции и дагестанском конном полку. После капитуляции Шамиля все аварские земли были включены в состав Дагестанской области. В 1864 г. Аварское ханство ликвидировано, на его территории образован Аварский округ. Справедливости ради, следует отметить, что несмотря на жестокие, бесчеловечные методы царского командования, применявшиеся ими в ходе поддавления национально-освободительного движения горцев Дагестана и Чечни, царская Россия, тем не менее, насколько это было возможным, в целом, не трогала национально-религиозных традиций этих народов. По отношению же к аварцам в Дагестане имеются многочисленные факты, свидетельствующие о наделении их такими льготами и привилегиями, которыми было обделено даже подавляющее большинство самих русских. В частности, это касается быстрого предоставления высоких воинских наград, дворянских званий, офицерских чинов. Пленённому Шамилю со стороны царя были оказаны максимальные почести. Царская администрация и русские военачальники очень высоко отзывались о Шамиле как о мужественной и порядочной личности, подчёркивали его незаурядный талант полководца и политика. Аварцы при императоре Александре II входили в состав лейб-гвардейских подразделений царского конвоя, в том числе несли караульную службу в дворцовых покоях монаршьей семьи. К началу Кавказской войны в Дагестане жило около 200 тысяч аварцев, а на территории Чечни более 150 тысяч чеченцев. Войны с Российской империей привели к тому, что аварцев и чеченцев к концу Кавказской войны осталось менее половины. В 1897 г., — по истечении 18 лет после окончания войны, — численность аварцев достигла лишь 158, 6 тысяч человек. В 1926 году аварцев в Дагестане насчитывалось 184,7 тыс. человек. Одним из последствий Кавказской войны стала также эмиграция дагестанцев в Османскую империю. Царская администрация поначалу даже поощряла это явление, но после того как эмиграция стала из года в год приобретать характер массового и даже, — полного — исхода аварского народа в Турцию, то ей стали спешно препятствовать. Царизм с одной стороны не мог заселить аварские горы казаками, а с другой оказался свидетелем использования Османской империей северокавказского этнического элемента в качестве ударных войсковых соединений против своих внутренних и внешних врагов. В составе СССРВ 1921 году была образована Дагестанская АССР. В конце 1920-х годов на землях, населённых аварцами, началась коллективизация и индустриализация. В 1928 был создан аварский алфавит на латинской основе (в 1938 переведён на кириллицу). Открывались многочисленные аварские школы, язык стали преподавать в вузах, появилась национальная светская интеллигенция. В 1940-е—1960-е многие аварцы переселились из горной местности на равнину. Герб аварских ханов (по грузинскому историку и путешественнику Вахушти Багратиони, XVIII век) Культура и обычаиТрадиционный образ жизниВ основе социальной организации народа лежала сельская община, состоявшая из кровнородственных объединений — тухумов; члены общины являлись частными собственниками, но в то же время и совладельцами собственности общины (пастбищ, лесов и др.). Средняя община включала 110—120 дворов. Главой общины был старейшина (с конца XIX века — старшина), избиравшийся на сельском сходе (джамаате) всем мужским населением старше 15 лет. К концу XIX века роль сельских общин в жизни аварцев заметно снизилась; старшины находились под сильным давлением российских властей. Традиционное поселение аварцев — крепость, состоящая из плотно прилегающих друг к другу домов (каменных, с плоской крышей, обычно двух- или трёхэтажных) и боевых башен. Все поселения ориентированы на юг. В центре поселений обычно устраивалась площадь, являвшаяся местом общественного схода; здесь же, как правило, располагалась мечеть. Жизнь аварской семьи почти всегда протекала в одной комнате, имевшей существенно бо́льшие размеры сравнительно с другими помещениями. Важнейшим элементом комнаты был очаг, находившийся в её центре. Украшением комнаты являлся также столб с орнаментом. В настоящее время интерьер жилищ аварцев близок к городским квартирам. Аварская сложная спиралевидная свастика. Резьба по камню Наиболее популярной и типично аварской символикой в Дагестане считаются свастики, прежде всего — спиралевидной формы и с округло загнутыми краями, а также мальтийские кресты, лабиринты в большом количестве встречающиеся на резных камнях, старинных коврах и женских украшениях. Заслуживает упоминания и то, что хунзахские ханы нередко использовали в качестве государственной эмблемы (в том числе — на стягах) изображение «волка со штандартом», а андийцы, — «орла с саблей». Аварцы занимаются животноводством (на равнинах — скотоводством, в горах — овцеводством), полеводством (в горах развито террасное земледелие; выращиваются рожь, пшеница, ячмень, овёс, просо, тыква и др.), садоводством (абрикосы, персики, слива, алыча и др.) и виноградарством; издавна развиты ковроткачество, сукноделие, обработка кож, чеканка по меди, резьба по камню и дереву. К концу XX века усилилась зональная специализация сельского хозяйства; так, в горах упало значение земледелия. Аварцы заняты также в промышленности и сфере услуг. Свастика и кресты мальтийского типа из Аварии. Резьба по камню Аварцы имели развитый фольклор (сказки, пословицы, различные песни — лирические и героические). Традиционные аварские музыкальные инструменты — чагана (смычковый);(Тlамур,тlампур,пандур),(Зурма-къили,зурна-къали); чагур (струнный), лалу (вид свирели), бубен. В прошлом, весь аварский народ, за исключением зависимого сословия, представлял «бо» (< *bar < *ʔwar) — вооружённое ополчение, народ-войско. Это обстоятельство предъявляло высокие требования к духовно-физической подготовке каждого потенциального «бодулав» (то есть «военнообязанного», «ополченца»), и, естественно, сказалось на культивировании среди аварской молодёжи таких видов единоборств без оружия как «хатбай» — разновидность спортивной драки, практиковавшей удары ладонями, «мелигъдун» (поединки с применением шеста, вкупе с ударной техникой ног) и борьбы на поясах. Впоследствии все они были вытеснены, в основном, вольной борьбой и восточными единоборствами, ставшими для аварцев подлинно национальными и весьма престижными видами спорта. Аварская кухня
Выдающиеся аварцыИмам Шамиль Одной из наиболее ярких фигур в истории аварского народа является Имам Шамиль — уроженец села Гимры, Унцукульского района Аварии (1797—1871). В качестве выдающихся аварцев достойны упоминания также следующие лица: Правители и политики
Военные деятели
УчёныеУчёный-энциклопедист Шала-кади Лачинилау из Хариколо Аварский, учитель имама Шамиля по языку и юриспруденции, один из авторов аварской и чеченской письменности, наиб Чаберлоя (ЧӀарбиль).
Деятели искусств и спорта
султан-ахмед ибрагимов-чемпион мира по проф боксу супертяж Олимпийские чемпионыПо вольной борьбе: Загалав Абдулбеков, Хаджи-Мурад Магомедов, Сагид Муртазалиев, Мурад Умаханов, Мавлет Батиров (двукратный).Мустафа Дагестанлы - 2 кратный ОЧ. - аварец,Сагид Муртазалиев - 1 кратный ОЧ,юсуф абдусаламов. .аварец, , По боксу Гайдарбек Гайдарбеков
Примечания
ЛитератураИспользованная литература
СсылкиНовый все национальный Дагестанский сайт http://www.dagmen.ru
|
Страница сгенерировалась за 0.019524 сек. Карта сайта |