Бесплатный хостинг картинок 4imgs.ru
Перейти на главную страницу сайта


загрузка...

Шуберт, Франц


Франц Петер Шуберт
Franz Peter Schubert

Литография Йозефа Крихубера
Основная информация
Дата рождения

31 января 1797(1797-01-31)

Место рождения

Вена

Дата смерти

19 ноября 1828(1828-11-19) (31 год)

Место смерти

Вена

Страна

 Австрия

Профессии

композитор

Инструменты

скрипка,
фортепиано

Дом Франца Шуберта в Вене

Франц Петер Шуберт (нем. Franz Peter Schubert; 31 января 1797, Химмельпфортгрунд, Австрия[1] — 19 ноября 1828, Вена) — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 песен, девяти симфоний, а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки.

Интерес к музыке Шуберта при жизни его был умеренным, но значительно вырос посмертно. Произведения Шуберта до сих пор не утратили популярность и являются одними из самых известных образцов классической музыки.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Детство
    • 1.2 Зрелость
    • 1.3 Последние годы
  • 2 Творчество
  • 3 Посмертное признание
  • 4 Неоконченная симфония
  • 5 Сочинения
  • 6 В астрономии
  • 7 Примечания
  • 8 См. также
  • 9 Библиография
  • 10 Ссылки

Биография

Детство

Франц Шуберт родился 31 января 1797 года в Лихтентале, небольшом пригороде Вены, в семье школьного учителя, по-любительски занимавшегося музицированием. Отец его, Франц Теодор Шуберт, происходил из семьи моравских крестьян; мать, Элизабет Шуберт (урождённая Фиц), была дочерью силезского слесаря. Из их пятнадцати детей десять умерли в раннем возрасте.

Франц очень рано проявил музыкальные способности. С шести лет он учился в приходской школе Лихтенталя, а домочадцы научили его играть на скрипке и фортепиано. С семи лет он брал уроки игры на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви.

Благодаря своему красивому голосу в возрасте одиннадцати лет Франц был принят в венскую придворную капеллу и в Конвикт (школу с пансионом). Там его друзьями стали Йозеф фон Шпаун, Альберт Штадлер и Антон Хольцапфель. Преподавателями Шуберта были Венцель Ружичка и позднее Антонио Сальери. Шуберт занимался не только пением, но и познакомился с инструментальными произведениями Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта, так как он был второй скрипкой в оркестре Конвикта.

Вскоре проявился его талант композитора. С 1810 по 1813 годы Шуберт написал оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни[2].

В учёбе Шуберту тяжело давались математика и латынь, и в 1813 году он принял решение оставить капеллу. Шуберт вернулся домой, поступил в учительскую семинарию, а затем устроился преподавателем в школу, где работал его отец[2]. В свободное от работы время он сочинял музыку. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Первые самостоятельные произведения — оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор — он написал в 1814 году.

Зрелость

Работа Шуберта не соответствовала его призванию, и он предпринимал попытки утвердиться в качестве композитора. Но издатели отказывались публиковать его работы. Весной 1816 года ему отказали в должности капельмейстера в Лайбахе (ныне Любляна). Вскоре Йозеф фон Шпаун познакомил Шуберта с поэтом Францем фон Шобером. Шобер устроил Шуберту встречу с известным баритоном Иоганном Михаэлем Фоглем. Песни Шуберта в исполнении Фогля стали пользоваться большой популярностью в венских салонах[2]. В январе 1818 года первая композиция Шуберта вышла в печать — песня Erlafsee (в качестве дополнения к антологии под редакцией Ф. Сартори)[3].

В начале 1818 года Шуберт оставил работу в школе[2]. В июле он переехал в Желиз (ныне словацкий город Жельезовце) в летнюю резиденцию графа Иоганна Эстерхази, где стал преподавать музыку. В середине ноября он вернулся в Вену[4].

В 1820-х годах у Шуберта начались проблемы со здоровьем. В декабре 1822 года он заболел[5], но после пребывания в больнице осенью 1823 года его здоровье улучшилось.

Последние годы

Первая могила Шуберта

С 1826 по 1828 годы Шуберт жил в Вене, за исключением короткого пребывания в Граце. Должность вице-капельмейстера в часовне императорского двора, на которую он претендовал в 1826 году, досталась не ему, а Йозефу Вайглю. 26 марта 1828 года он дал свой единственный публичный концерт, который принёс ему 800 гульденов. Между тем были напечатаны его многочисленные песни и фортепианные произведения.

Композитор умер 19 ноября 1828 года в возрасте 31 года после двухнедельной лихорадки. Согласно последнему пожеланию, Шуберта похоронили на Верингском кладбище, где за год до того был погребён боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды». 22 января 1888 года его прах перезахоронили на Центральном кладбище Вены[2].

Творчество

Почтовая марка Молдовы, 1997 год

В области песни Шуберт стал преемником Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр обрёл художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки.

Большое значение в вокальной литературе имеют сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера — «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной». В этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл.

Замечателен также сборник «Лебединая песня», многие песни из которого приобрели всемирную известность.

Удивительный музыкальный дар Шуберта сказался также в фортепьянной музыке. Его Фантазии до мажор и фа минор, экспромты, музыкальные моменты, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической эрудиции.

В камерной и симфонической музыке — струнном квартете ре минор, квинтете до мажор, фортепианном квинтете «Forellenquintett» («Форельный»), «Большой симфонии» до мажор и «Незавершённой симфонии» си минор — Шуберт является продолжателем Бетховена.

Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, офертории, гимны и проч.) возвышенным характером и музыкальным богатством отличается особенно месса ми-бемоль мажор.

Из опер, исполнявшихся в то время, Шуберту всего более нравились «Швейцарское семейство» Йозефа Вайгля, «Медея» Луиджи Керубини, «Иоанн Парижский» Франсуа Адриана Буальдьё, «Сандрильона» Изуарда и особенно «Ифигения в Тавриде» Глюка. Итальянской оперой, которая была в его время в большой моде, Шуберт интересовался мало; только «Севильский цирюльник» и некоторые отрывки из «Отелло» Джоакино Россини прельщали его.

Посмертное признание

После Шуберта осталась масса неизданных рукописей (шесть месс, семь симфоний, пятнадцать опер и прочее). Некоторые меньшие по размеру произведения были опубликованы сразу после смерти композитора, но рукописи больших трудов, мало известных публике, оставались в книжных шкафах и ящиках родственников, друзей и издателей Шуберта[6]. Даже ближайшие к нему люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как короля песни[7]. В 1838 году Роберт Шуман, посещая Вену, нашёл пыльную рукопись «Большой симфонии» Шуберта и взял её с собой в Лейпциг, где произведение исполнил Феликс Мендельсон. Наибольший вклад в разыскание и открытие произведений Шуберта сделали Джордж Гроув и Артур Салливан, которые посетили Вену осенью 1867 года. Им удалось найти семь симфоний, музыку сопровождения из пьесы «Розамунда», несколько месс и опер, кое-что из камерной музыки и большое количество разнообразных фрагментов и песен[6]. Эти открытия привели к значительному увеличению интереса к творчеству Шуберта.[8]

Ференц Лист с 1830 по 1870 годы транскрибировал и аранжировал значительное количество произведений Шуберта, особенно песен. Он говорил, что Шуберт «поэтичнейший из музыкантов, которые когда-либо жили на свете»[9]. Для Антонина Дворжака особенно интересными были симфонии Шуберта, а Гектор Берлиоз и Антон Брукнер признавали влияние «Большой симфонии» на их творчество[10].

В 1897 году издатели Брайткопф и Гертель выпустили критическое издание сочинений композитора, главным редактором которого был Иоганнес Брамс. Такие композиторы XX века, как Бенджамин Бриттен, Рихард Штраус и Джордж Крам, были или упорными популяризаторами музыки Шуберта, или делали аллюзии на неё в собственной музыке. Бриттен, который был совершенным пианистом, аккомпанировал исполнению многих песен Шуберта и часто играл его соло и дуэты[10].

Неоконченная симфония

Основная статья: Симфония № 8 (Шуберт)

Точная дата создания симфонии си минор (Неоконченной) неизвест­на. Она была посвящена любительскому музыкальному обществу в Граце, и Шуберт представил две её части в 1824 году.

Рукопись хранилась более 40 лет у друга Шуберта Ансельма Хюттенбреннера, пока её не обнаружил венский дирижёр Иоганн Хербек и не исполнил её на концерте в 1865 году. Опубликована симфония была в 1866 году[11].

Осталось тайной самого Шуберта, по­чему он не завершил «Неоконченную» симфонию. Ка­жется, он был намерен довести её до логического конца, первые скерцо были полностью закончены, а ос­тальные обнаружены в набросках.

С другой точки зрения «Неоконченная» симфония — вполне завершённое произведение, так как круг образов и их развитие исчерпывает себя в пределах двух частей. Так, в своё время Бетховен создал сонаты из двух частей, а позднее у композиторов-романтиков подобного рода произведения стали обычным явлением[12].

В настоящее время существует несколько вариантов завершения «Неоконченной» симфонии (в частности варианты английского музыковеда Брайана Ньюбаулда (Brian Newbould) и российского композитора Антона Сафронова).

Сочинения

Октет. Автограф Шуберта.
  • Piano Sonata - Moderato
    Piano Sonata - Andante
    Piano Sonata - Menuetto
    Piano Sonata - Allegretto
    Piano Sonata - Moderato
    Piano Sonata - Andante
    Piano Sonata - Scherzo
    Piano Sonata - Allegro
    Mass in G, movement 1
    Mass in G, movement 2
    Mass in G, movement 3
    Mass in G, movement 4
    Mass in G, movement 5
    Mass in G, movement 6
    Impromptu in B-flat, movement 1
    Impromptu in B-flat, movement 2
    Impromptu in B-flat, movement 3
    Impromptu in B-flat, movement 4
    Impromptu in B-flat, movement 5
    Impromptu in B-flat, movement 6
    Impromptu in B-flat, movement 7
    Impromptu in A-flat, D. 935/2 (Op. 142 No. 2)
    Der Hirt auf dem Felsen
  • Помощь по воспроизведению
  • Оперы — Альфонсо и Эстрелла (1822; постановка 1854, Веймар), Фьеррабрас (1823; постановка 1897, Карлсруэ), 3 незавершённые, в т. ч. Граф фон Гляйхен, и др.;
  • Зингшпили (7), в т. ч. Клаудина фон Вилла Белла (на текст Гёте, 1815, сохранился первый из 3 актов; постановка 1978, Вена), Братья-близнецы (1820, Вена), Заговорщики, или Домашняя война (1823; постановка 1861, Франкфурт-на-Майне);
  • Музыка к пьесам — Волшебная арфа (1820, Вена), Розамунда, княгиня Кипрская (1823, там же);
  • Для солистов, хора и оркестра — 7 месс (1814-28), Немецкий реквием (1818), магнификат (1815), оффертории и другие духовные сочинения, оратории, кантаты, в т. ч. Победная песнь Мирьям (1828);
  • Для оркестра — симфонии (1813; 1815; 1815; Трагическая, 1816; 1816; Малая до мажор, 1818; 1821, незавершённая; Неоконченная, 1822; Большая до мажор, 1828), 8 увертюр;
  • Камерно-инструментальные ансамбли — 4 сонаты (1816-17), фантазия (1827) для скрипки и фортепиано; соната для арпеджионе и фортепиано (1824), 2 фортепианных трио (1827, 1828), 2 струнных трио (1816, 1817), 14 или 16 струнных квартетов (1811-26), фортепианный квинтет Форель (1819), струнный квинтет (1828), октет для струнных и духовых (1824) и др.;
  • Для фортепиано в 2 руки — 23 сонаты (в т. ч. 6 незавершённых; 1815-28), фантазия (Скиталец, 1822, и др.), 11 экспромтов (1827-28), 6 музыкальных моментов (1823-28), рондо, вариации и другие пьесы, свыше 400 танцев (вальсы, лендлеры, немецкие танцы, менуэты, экосезы, галопы и др.; 1812-27);
  • Для фортепиано в 4 руки — сонаты, увертюры, фантазии, Венгерский дивертисмент (1824), рондо, вариации, полонезы, марши и др.;
  • Вокальные ансамбли для мужских, женских голосов и смешанных составов с сопровождением и без сопровождения;
  • Песни для голоса с фортепиано, (более 600) в т. ч. циклы «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь» (1827), сборник «Лебединая песня» (1828), «Третья песня Эллен» («Ellens dritter Gesang», также известная как «Ave Maria Шуберта»).

В астрономии

В честь музыкальной пьесы Франца Шуберта «Розамунда» назван астероид (540) Розамунда (англ.)русск., открытый в 1904 году.

Примечания

  1. Ныне входит в состав Альзергрунда, 9-го района Вены.
  2. ^ 1 2 3 4 5 Шуберт Франц. Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012. Проверено 24 марта 2012.
  3. Walther Durr, Andreas Krause (Hrsg.): Schubert Handbuch, Barenreiter/Metzler, Kassel u.a. bzw. Stuttgart u.a., 2. Aufl. 2007, S. 68, ISBN 978-3-7618-2041-4
  4. Dietmar Grieser: Der Onkel aus Preburg. Auf osterreichischen Spuren durch die Slowakei, Amalthea-Verlag, Wien 2009, ISBN 978-3-85002-684-0, S. 184
  5. Andreas Otte, Konrad Wink: Kerners Krankheiten groer Musiker, Schattauer, Stuttgart/New York, 6. Aufl. 2008, S. 169, ISBN 978-3-7945-2601-7
  6. ^ 1 2 Kreissle von Hellborn, Heinrich (1865). Franz Schubert, pp. 297—332
  7. Gibbs, Christopher H. (2000). The Life Of Schubert. Cambridge University Press, pp. 61-62, ISBN 0-521-59512-6
  8. Например, Крайсль на стр. 324 описывает интерес к творчеству Шуберта в 1860-х годах, а Гиббс на стр. 250—251 описывает размах торжеств по случаю столетия композитора в 1897-м.
  9. Liszt, Franz; Suttoni, Charles (translator, contributor) (1989). An Artist’s Journey: Lettres D’un Bachelier es Musique, 1835—1841. University of Chicago Press, p. 144. ISBN 0-226-48510-2
  10. ^ 1 2 Newbould, Brian (1999). Schubert: The Music and the Man. University of California Press, pp. 403—404. ISBN 0-520-21957-0
  11. В. Галацкая. Франц Шуберт // Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. III. М.: Музыка. 1983. с. 155
  12. В. Галацкая. Франц Шуберт // Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. III. М.: Музыка. 1983. с. 212

См. также

  • Последние сонаты Шуберта
  • http://classic.chubrik.ru/Schubert/

Библиография

  • Глазунов А. К. Франц Шуберт. Прил.: Оссовский А. В. Хронограф, перечень произведений и библиогр. Ф. Шуберта. Academia 1928 г. 48с.
  • Воспоминания о Франце Шуберте / Сост., перевод, предисл. и примеч. Ю. Н. Хохлова. — М., 1964.
  • Жизнь Франца Шуберта в документах / Сост. Ю. Н. Хохлов. — М., 1963.
  • Конен В. Шуберт. — изд. 2-е, доп. — М.: Музгиз, 1959. — 304 с. (Наиболее подходит для начального ознакомления с жизнью и творчеством Шуберта)
  • Вульфиус П. Франц Шуберт: Очерки жизни и творчества. — М.: Музыка, 1983. — 447 с., ил., нот. (Семь очерков о жизни и творчестве Шуберта. Содержит самый подробный на русском языке указатель сочинений Шуберта)
  • Хохлов Ю. Н. «Зимний путь» Франца Шуберта. — М., 1967.
  • Хохлов Ю. Н. О последнем периоде творчества Шуберта. — М., 1968.
  • Хохлов Ю. Н. Шуберт. Некоторые проблемы творческой биографии. — М., 1972.
  • Хохлов Ю. Н. Песни Шуберта: Черты стиля. — М.: Музыка, 1987. — 302 с., нот. (Исследуется творческий метод Ш. на материале его песен, даётся характеристика его песенного творчества. Содержит список из более 130 названий работ о Шуберте и его песенном творчестве)
  • Хохлов Ю. Н. Строфическая песня и её развитие от Глюка к Шуберту. — М.: Эдиториал УРСС, 1997.
  • Хохлов Ю. Н. Фортепианные сонаты Франца Шуберта. — Москва: Эдиториал УРСС, 1998. ISBN 5-901006-55-0
  • Хохлов Ю. Н. «Прекрасная мельничиха» Франца Шуберта. — М.: Эдиториал УРСС, 2002. ISBN 5-354-00104-8
  • Франц Шуберт: К 200-летию со дня рождения: Материалы Международной научной конференции. — М.: Прест, 1997. — 126 c. ISBN 5-86203-073-5
  • Франц Шуберт: переписка, записи, дневники, стихотворения / Сост. Ю. Н. Хохлов. — М.: Эдиториал УРСС, 2005.
  • Франц Шуберт и русская музыкальная культура / Отв. ред. Ю. Н. Хохлов. — М., 2009. ISBN 978-5-89598-219-8
  • Шуберт и шубертианство: Сборник материалов научного музыковедческого симпозиума / Сост. Ганзбург Г. И. — Харьков, 1994. — 120 c.
  • Alfred Einstein: Schubert. Ein musikalisches Portrat, Pan-Verlag, Zurich 1952 (als E-Book frei verfugbar bei http://www.musikwissenschaft.tu-berlin.de/wi)
  • Peter Gulke: Franz Schubert und seine Zeit, Laaber-Verlag, Laaber 2002, ISBN 3-89007-537-1
  • Peter Hartling: Schubert. 12 moments musicaux und ein Roman, Dtv, Munchen 2003, ISBN 3-423-13137-3
  • Ernst Hilmar: Franz Schubert, Rowohlt, Reinbek 2004, ISBN 3-499-50608-4
  • Kreissle, «Franz Schubert» (Вена, 1861);
  • Von Helborn, «Franz Schubert»;
  • Risse, «Franz Schubert und seine Lieder» (Ганновер, 1871);
  • Aug. Reissmann, «Franz Schubert, sein Leben und seine Werke» (Б., 1873);
  • H. Barbedette, «F. Schubert, sa vie, ses oeuvres, son temps» (П., 1866);
  • M-me A. Audley, «Franz Schubert, sa vie et ses oeuvres» (П., 1871).

Ссылки

  • Записи всех песен для голоса с фортепиано
  • Статья из Музыкального энциклопедического словаря и несколько mp3-файлов с сочинениями Шуберта
  • mp3-записи фортепианной музыки Шуберта
  • Еще одна статья, Почему Шуберт не завершил симфонию
  • Каталог сочинений Шуберта, незавершённая восьмая симфония  (англ.)
  • НОТЫ (!)118.126Мб, PDF-формат Полное собрание вокальных сочинений Шуберта в 7 частях в Нотном архиве Бориса Тараканова
  • Британский институт Ф.Шуберта
  • Общество Ф. Шуберта в США
  • Франц Шуберт: Ноты произведений на International Music Score Library Project
  • Шуберт. Полные либретто опер на русском языке
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
  Ave Maria
МолитваАве Мария • Приветствие Ангела (Благовещение — Лк.1:28) и Елисаветы (Посещение Марии — Лк.1:42)
МузыкаAve Maria Шуберта • Ave Maria Вавилова (Каччини) • Ave Maria Баха — Гуно • Ave Maria Сен-Санса • Ave Maria Палестрины • Ave Maria Верди • Ave Maria Листа • Ave Maria Брамса • Ave Maria Морриконе • Ave Maria Шпилевского • …
Графика«Аве, Мария (Иа Орана Мариа)» Гогена • «Радуйся, Мария (Арсени)» Арсени
МолитвыТри «Аве Мария» • Ангел Господень • Розарий
ПерсоныДева Мария • Архангел Гавриил • Праведная Елисавета • Лука • Урбан IV • Иисус Христос


Источник: Русская википедия 2012

Вы можете разместить ссылку на этот материал у себя на сайте, блоге или форуме

HTML-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию (для форумов)
Прямая ссылка на публикацию


Похожие статьи
Шуберт Франц
Шуберт Франц Франц Петер Шуберт Franz Peter Schubert Литография Йозефа Крихубера Дата рождения 31 января 1797 Место рождения Вена Дата смерти 19 ноября 1828 (31 год) Место смерти Вена Страна  АвстрияАвстрия Профессии композитор Инструменты скрипка, фортепиано Франц Петер Шуберт (нем. Franz Peter Schubert; 31 января 1797, Вена, Австрия — 19 ноября 1828, там же) — выдающийся австрийский композитор, один из крупнейших представителей венской классической музыкальной школы и один из основоположников романтизма в музыке. Он написал около 600 песен, девять симфоний (в том числе

Шуберт, Франц
Шуберт, Франц В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шуберт. Франц Петер Шуберт Franz Peter Schubert Литография Йозефа Крихубера Основная информация Дата рождения 31 января 1797(1797-01-31) Место рождения Вена Дата смерти 19 ноября 1828(1828-11-19) (31 год) Место смерти Вена Страна Австрия Профессии композитор Инструменты скрипка, фортепиано Дом Франца Шуберта в Вене Франц Петер Шуберт (нем. Franz Peter Schubert; 31 января 1797, Химмельпфортгрунд, Австрия[1] — 19 ноября 1828, Вена) — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор

Шуберт, Франц
Шуберт, Франц В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шуберт. Франц Петер Шуберт Franz Peter Schubert Литография Йозефа Крихубера Основная информация Дата рождения 31 января 1797(1797-01-31) Место рождения Вена Дата смерти 19 ноября 1828(1828-11-19) (31 год) Место смерти Вена Страна Австрия Профессии композитор Инструменты скрипка, фортепиано Дом Франца Шуберта в Вене Франц Петер Шуберт (нем. Franz Peter Schubert; 31 января 1797, Химмельпфортгрунд, Австрия[1] — 19 ноября 1828, Вена) — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор

ШУБЕРТ Франц
ШУБЕРТ Франц ШУБЕРТ Франц (Schubert, Franz) ФРАНЦ ШУБЕРТ. (1797-1828), австрийский композитор. Франц Петер Шуберт, четвертый сын школьного учителя и виолончелиста-любителя Франца Теодора Шуберта, родился 31 января 1797 в Лихтентале (пригород Вены). Учителя отдавали должное поразительной легкости, с которой мальчик овладевал музыкальными знаниями. Благодаря своим успехам в учении и хорошему владению голосом Шуберт в 1808 был принят в Императорскую капеллу и в Конвикт - лучшую в Вене школу с пансионом. В течение 1810-1813 он написал множество сочинений: оперу,

Шуберт, Франц
Шуберт, Франц В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шуберт. Франц Петер Шуберт Franz Peter Schubert Литография Йозефа Крихубера Основная информация Дата рождения 31 января 1797(1797-01-31) Место рождения Вена Дата смерти 19 ноября 1828(1828-11-19) (31 год) Место смерти Вена Страна Австрия Профессии композитор Инструменты скрипка, фортепиано Дом Франца Шуберта в Вене Франц Петер Шуберт (нем. Franz Peter Schubert; 31 января 1797, Химмельпфортгрунд, Австрия[1] — 19 ноября 1828, Вена) — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор

Искать все статьи, похожие на текущую (Шуберт, Франц)
Это интересно! Феодосий (Сергеев)   Инверкаргилль   Phoenix (альбом Grand Funk Railroad)   Миллс Чарлз Райт   Файнштейн, Иоанн Савельевич   
Универсальная энциклопедия 2012
Карта сайта
Страница создана за 0.112855 сек. Всего документов включено в базу знаний: 5150576