Бесплатный хостинг картинок 4imgs.ru
Универсальная энциклопедияПерейти на главную страницу сайта

загрузка...

Газовая турбина

Основная статья: Турбина
Не следует путать с Газотурбинный двигатель.
Промышленная газовая турбина в разобранном виде.

Га́зовая турби́на (фр. turbine от лат. turbo вихрь, вращение) — это двигатель непрерывного действия, в лопаточном аппарате которого энергия сжатого и/или нагретого газа преобразуется в механическую работу на валу.[1][2] Горение топлива может происходить как вне турбины, так и в самой турбине.[источник?] Основными элементами конструкции являются ротор (рабочие лопатки, закреплённые на дисках) и статора выполненного в виде выравнивающего аппарата (направляющие лопатки, закреплённые в корпусе).

Газовые турбины используются в составе газотурбинных двигателей, стационарных газотурбинных установок (ГТУ) и парогазовых установок (ПГУ).

Содержание

  • 1 История
  • 2 Принцип работы
  • 3 Типы газовых турбин
    • 3.1 Промышленные газовые турбины для производства электричества
    • 3.2 Микротурбины
  • 4 Преимущества и недостатки газотурбинных двигателей
    • 4.1 Преимущества газотурбинных двигателей
    • 4.2 Недостатки газотурбинных двигателей
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки

История

Основная статья: История турбин

Попытки создать механизмы, похожие на турбины, делались очень давно. Известно описание примитивной паровой турбины, сделанное Героном Александрийским (1 в. до н. э.). В восемнадцатом веке англичанин Джон Барбер получил патент устройство, которое имело большинство элементов, присутствующих в современных газовых турбинах. В 1872 году Франц Столц разработал газотурбинный двигатель.[источник?] Однако только в конце XIX века, когда термодинамика, машиностроение и металлургия достигли достаточного уровня, Густаф Лаваль (Швеция) и Чарлз Парсонс (Великобритания) независимо друг от друга создали пригодные для промышленного использования паровые турбины.[3]

Принцип работы

цикл Брайтона

Газ под высоким давлением давление, поступает через сопловой аппарат турбины в область низкого давления, при этом расширяясь и ускоряясь. Далее, поток газа попадает на рабочие лопатки турбины, отдавая им часть своей кинетической энергии и сообщая лопаткам крутящий момент. Рабочие лопатки передают крутящий момент через диски турбины на вал. Газовая турбина чаще всего используется как привод генераторов.

Газовые турбины описываются термодинамическим циклом Брайтона, в котором сначала происходит адиабатическое сжатие воздуха, а после этого осуществляется адиабатическое расширение обратно до начального давления.[источник?]

На практике, трение и турбулентность вызывают:[источник?]

  1. Неадиабатическое сжатие: для данного общего коэффициента давления температура нагнетания компрессора выше идеальной.
  2. Неадиабатическое расширение: хотя температура турбины падает до уровня, необходимого для работы, на компрессор это не влияет, коэффициент давления выше, в результате, расширения не достаточно для обеспечения полезной работы.
  3. Потери давления в воздухозаборнике и на выходе: в результате, расширения не достаточно для обеспечения полезной работы.

Механически газовые турбины могут быть значительно проще, чем поршневые двигатели внутреннего сгорания. Более сложные турбины (которые используются в современных турбореактивных двигателях), могут иметь несколько валов, сотни турбинных и статорных лопаток, а также обширную систему сложных трубопроводов, камер сгорания и теплообменников.

Упорные подшипники и радиальные подшипники являются критическими элементом разработки. Традиционно они были гидродинамические, или охлаждаемые маслом шарикоподшипники. Их превзошли воздушные подшипники, которые успешно используются в микротурбинах и вспомогательных силовых установках.

Типы газовых турбин

Газовые турбины часто используются во многих ракетах на жидком топливе, а также для питания турбонасосов, что позволяет использовать их в легковесных резервуарах низкого давления, хранящих значительную сухую массу.

Промышленные газовые турбины для производства электричества

Газовая турбина серии GE H. Эта 480-мегаваттная турбинная установка имеет тепловой кпд 60 % в конфигурациях комбинированного цикла.

Отличие промышленных газовых турбин от авиационных в том, что их массогабаритные характеристики значительно выше, они имеют каркас, подшипники и лопастную систему более массивной конструкции. По размерам промышленные турбины варьируются от монтируемых на грузовики мобильных установок до огромных комплексных систем. Парогазовые турбины могут иметь высокий КПД — до 60 % — при этом теплота выхлопа газовой турбины используется в рекуперативном генераторе пара для работы паровой турбины. Они также могут работать в когенераторных конфигурациях: выхлоп используется для обогрева или нагрева воды или в абсорбционных холодильных машинах. Коэффициент использования топлива в когенераторном режиме может превышать 90 %.[источник?]

Турбины в больших промышленных газовых турбинах работают на синхронных с частотой переменного тока скоростях — 3000 или 3600 оборотов в минуту (об./мин.).[источник?]

Газовые турбины простого цикла могут выпускаться как для большой, так и для малой мощности. Одно из их преимуществ — способность входить в рабочий режим в течение нескольких минут, что позволяет использовать их как мощность во время пиковых нагрузок. Поскольку они менее эффективны, чем электростанции комбинированного цикла, они обычно используются как пиковые электростанции и работают от нескольких часов в день до нескольких десятков часов в год, в зависимости, от потребности в электроэнергии и генерирующей емкости. В областях с недостаточной базовой нагрузкой и на электростанциях, где электрическая мощность выдается в зависимости от нагрузки, газотурбинная установка может регулярно работать в течение большей части суток. Типичная турбина простого цикла может выдавать от 100 до 300 мегаватт (МВт) мощности и иметь тепловой КПД 35-40 %.[источник?] Максимальные КПД турбин простого цикла достигает 41 %.[источник?]

Микротурбины

Основная статья: Микротурбина

Отчасти, успех микротурбин обусловлен развитием электроники, делающей возможной работу оборудования без вмешательства человека. Микротурбины применяются в самых сложных проектах автономного электроснабжения.

Преимущества и недостатки газотурбинных двигателей

Преимущества газотурбинных двигателей

  • Очень высокое отношение мощности к весу, по сравнению с поршневым двигателем;
  • КПД на максимальных оборотах выше, чем у поршневых двигателей.
  • Перемещение только в одном направлении, с намного меньшей вибрацией, в отличие от поршневого двигателя.
  • Меньшее количество движущихся частей, чем у поршневого двигателя.
  • Низкие эксплуатационные нагрузки.
  • Высокая скорость вращения.
  • Низкая стоимость и потребление смазочного масла.
  • Низкие требования к качеству топлива. ГТД потребляют любое горючее, которое можно распылить: газ, нефтепродукты, органические вещества и пылеобразный уголь.

Недостатки газотурбинных двигателей

  • Стоимость намного выше, чем у аналогичных по размерам поршневых двигателей, поскольку материалы применяемые в турбине должны иметь высокую жаростойкость и жаропрочность, а также высокую удельную прочность. Машинные операции также более сложные;
  • Как правило, имеют меньший КПД на холостом ходу, чем поршневые двигатели.
  • Задержка отклика на изменения настроек мощности.

Эти недостатки объясняют, почему дорожные транспортные средства, которые меньше, дешевле и требуют менее регулярного обслуживания, чем танки, вертолеты и крупные катера, не используют газотурбинные двигатели, несмотря на неоспоримые преимущества в размере и мощности.

Примечания

  1. ГОСТ Р 51852-2001 Установки газотурбинные. Термины и определения (рус.) (2003). — «Газовая турбина: компонент газотурбинного двигателя, преобразующий потенциальную энергию нагретого рабочего тела под давлением в механическую работу.» Проверено 11 ноября 2011.
  2. Д.Н. Ушаков. Толковый словарь Ушакова. — 1940.
  3. Константин Владиславович Рыжов [lib.aldebaran.ru/author/ryzhov_konstantin/ryzhov_konstantin_100_velikih_izobretenii/ 100 великих изобретений] — М., 2006. — ISBN 5‑9533‑0277‑0.

Литература

  • Дейч М.Е. Техническая газодинамика. — М.: Энергия, 1974.
  • Дейч М.Е. Газодинамика решёток турбомашин. — М.: Энергоатомиздат, 1996.

См. также

Ссылки

Возвратно-поступательные
Количество тактовДвухтактный двигатель (двигатель Ленуара) • Четырёхтактный двигатель Шеститактный двигатель (двигатель Гриффина)
Расположение цилиндровРядный двигатель (U-образный двигатель) • Оппозитный двигатель V-образный двигатель W-образный двигатель • Звездообразный двигатель (вращающийся)X-образный двигатель
Способ воспламененияКомпрессионные Искровые • Дуговые • Калильные • Каталитические
РоторныеДвигатель Ванкеля Орбитальный двигатель (двигатель Сарича) • Роторно-лопастной двигатель Вигриянова Роторный двигатель Карфидова
КомбинированныеГибридные
Паровая машина Двигатель Стирлинга Пневматический двигатель
Турбины и механизмы с турбинами в составе
По виду рабочего тела
ГазовыеГазотурбинная установка Газотурбинная электростанция Газотурбинные двигатели‎
ПаровыеПарогазовая установка Конденсационная турбина
Гидравлические турбины‎Пропеллерная турбина • ГидромоторГидротрансформатор
По конструктивным особенностямОсевая (аксиальная) турбина • Центробежная турбина (радиальная, тангенциальная) • Радиально-осевая турбина Поворотно-лопастная турбина Ковшовая турбина Пелтона (турбина Турго) • Ротор Дарье Турбина Уэльса Турбина Тесла • Турбина Франциса • Сегнерово колесо
См. также: Вечный двигатель|Мотор-редуктор|Резиномотор

Категория:
  • Газовые турбины
Газовая турбина
Страница сгенерировалась за 0.018345 сек.
Карта сайта