Бесплатный хостинг картинок 4imgs.ru |
Универсальная энциклопедия | Перейти на главную страницу сайта |
Государственный ЭрмитажЗапрос «Эрмитаж» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Координаты: 59°56′26″ с. ш. 30°18′49″ в. д. / 59.940556° с. ш. 30.313611° в. д. (G) (O)59.940556, 30.313611
Госуда́рственный Эрмита́ж в Санкт-Петербурге (от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника, затворничество) — крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые начала приобретать в частном порядке российская императрица Екатерина II. С 1852 из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж. Современный Государственный Эрмитаж представляет собой сложный современный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы в центре Санкт-Петербурга, главным из которых является Зимний дворец. С 1990 года пост директора Государственного Эрмитажа занимает - Михаил Борисович Пиотровский, сменивший на этом посту своего отца, известного историка и археолога- Бориса Борисовича Пиотровского. На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.
ИсторияАтланты Эрмитажа Частная коллекция Екатерины ВеликойЭрмитаж возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, после того как в Берлине через агентов она приобрела у коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из 220 произведений голландских и фламандских художников. Поначалу большинство картин размещалось в уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения). В 1769 году в Дрездене для Эрмитажа была приобретена богатая коллекция саксонского министра графа Брюля, насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр. Важнейшую роль для Эрмитажа сыграла покупка Екатериной в Париже коллекции живописи барона Кроза в 1772. Это собрание во многом предопределило «лицо» картинной галереи. Преобладали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI—XVIII века. В их числе — «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто. Коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, приобретенная в 1779, добавила ряд шедевров Рембрандта (среди них «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана») и группу портретов кисти Ван Дейка. Импульсом к развитию графического собрания послужило приобретение более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе в 1781, в которой находился портрет неизвестного работы Жана Фуке. Еще одной значительной покупкой Екатерины стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, которая включала скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик», а также античные статуи и бюсты. В Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме того, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рентгену и другим мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро. В посмертной описи имущества Екатерины 1796 г перечисляются 3996 картин[источник не указан 300 дней]. Эрмитаж в первой половине XIX векаВ правление Александра I и Николая I закупаются уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников, чьи работы отсутствовали в Эрмитаже. В Риме на распродаже коллекции Джустиниани через Виван-Денона были приобретены «Лютнист» Караваджо и картина Боттичелли «Поклонение волхвов» (ныне в Вашингтоне). В 1819 году была куплена «Мадонна в пейзаже», приписываемая кисти Джорджоне. Жозефина Богарне подарила Александру I камею Гонзага. В 1810-е была приобретена галерея дворца Мальмезон, в том числе работы Рембрандта и Кановы. Еще одной вехой для музея стало приобретение собрания испанской живописи Кузвельта (1814). Николай I, реализовавший идею превращения Эрмитажа в публичный музей, внес существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа (хотя при советской власти важнейшие из купленных им полотен были проданы в США). На второй распродаже коллекции Кузвельта был куплен шедевр Рафаэля «Мадонна Альба» и «Три Марии у склепа Христа» Аннибале Карраччи. В 1845 г по завещанию Татищева к собранию приобщились диптих Робера Кампена «Троица. Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка «Распятие. Страшный Суд» и другие работы старых мастеров. Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта. В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры Тициана (в том числе «Несение креста») и Пальмы Веккьо. Открытие музеяДоспех, Эрмитаж, рыцарский зал Эрмитаж был открыт в 1852 году, тогда он насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев, впрочем, в 1895 году они были переданы Русскому музею. Важными источниками пополнения фондов во второй половине столетия становятся дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок, значительно обогатившие его отдел. К началу XIX века в музее хранилось уже множество (тысячи) полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства. В коллекции картин Эрмитажа уже в те времена были очень ценные произведения, в том числе и средневековых мастеров, например, всемирно знаменита картина Рембрандта «Возвращение блудного сына», которая была написана в Голландии в XVII веке, в переломный период между средневековьем и Новым временем. Эрмитаж после революцииПосле падения императорской власти Эрмитаж претерпел существенные преобразования. Музей значительно обогатился за счет национализированных частных коллекций. Поступили в числе прочего работы Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, ван Дейка, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из Основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесенные Надир-Шахом сокровища Великих Моголов. В результате перераспределения культурного наследия между музеями Петербурга и Москвы в Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Если до революции в музее были представлены работы, исполненные не позднее XVIII века, то теперь хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов, Сезанна, ван Гога, Матисса, Пикассо и других художников новых направлений. Вместе с тем, имели место и тяжелые потери. Императорская Рентерия (или Бриллиантовая Комната) Зимнего Дворца была переведена в московский Кремль, послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров (в том числе некоторые работы Тициана, Кранаха, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) была передана в Музей изящных искусств Москвы. Непоправимый урон собранию нанесли распродажи в 1929-34 годах, в результате которых 48 знаменитых шедевров навсегда покинули Россию. Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более миллиона единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не работал. Однако сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению. Еще до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после победы в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать. В 1956 году открылся третий этаж Эрмитажа. Коллекция музеяЭкспозиция музея показывает развитие мирового искусства с каменного века до конца XX столетия. Большое значение имеет собрание первобытного искусства и археологических культур территории бывшего СССР. Представлены так называемые «палеолитические Венеры» из села Костенки, многочисленные образцы керамики, бронзовое литье, каменные плиты с петроглифами. Картинная галерея включает в себя работы западных художников XIII—XX веков. Наиболее полно представлены мастера Италии XVI—XVIII, Франции XVII-начала XX столетия, Испании XVI—XVIII, а также Фландрии и Голландии XVII века. Среди жемчужин собрания старой европейской живописи — Татищевский диптих Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Св. Себастьян» Тициана, «Лютнист» Караваджо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Дама в голубом» Гейнсборо. Музей обладает богатыми собраниями картин Рубенса, Рембрадта, ван Дейка, Пуссена, Тициана, Веронезе, Клода Лоррена, и др. Здания ЭрмитажаЭти пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, традиционно включались в состав Эрмитажа: Зимний дворец.
Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Старый Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Старым). Фотография 2003 г. Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Старый Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Старым). Фотография 2003 г. Филиалы ЭрмитажаНе так давно в состав Государственного Эрмитажа вошли:
Руководители
Служба волонтеровВ Государственном Эрмитаже существует Служба волонтеров, которая объединяет людей самых разных профессий в их стремлении помочь музею. Деятельность Службы прежде всего направлена на помощь отделам музея и реализацию собственных проектов, посвященных воспитанию чувства ответственности за сохранение культурного наследия. В сотрудничестве с научными отделами Государственного Эрмитажа, а также Школьным и Молодежным центрами Службой волонтеров разрабатываются и проводятся тематические игры и конкурсы для детей и юношества. Филиалы в других городахУ Государственного Эрмитажа на настоящее время три филиала: в Казани, Амстердаме и в Выборге Музей пытался открывать и другие зарубежные подразделения: сперва в 2000 году в лондонском Сомерсет-Хаусе открылись «Эрмитажные комнаты», затем в 2001 году в Лас-Вегасе в музее Соломона Гуггенхайма. Однако оба были закрыты в 2007 и 2008 годах, соответственно. В октябре 2006 было принято решение создать филиал в итальянском городе Феррара. Экспозиция будет размещена в замке семейства герцогов Д’Эсте, считающегося символом Феррары. В процессе принятия решения также рассматривались заявки других городов — Мантуи и Вероны. Амстердам
Амстелхоф после реконструкции. Эрмитаж Амстердам (нидерл. Hermitage Amsterdam) или Эрмитаж на Амстеле (нидерл. Hermitage aan de Amstel) — филиал Эрмитажа на реке Амстел в Амстердаме. Возник в феврале 2004 года в виде небольшого музея в пристройке, выходящей на канал Ниуве-Херенграхт, но в результате проведённой с марта 2007 года по июнь 2009 года реконструкция всего здания Амстелхоф под нужды музея, экспозиционные площади достигли 4000 м²[1]. Музей был полностью реконструирован и официально открыт 19 июня 2009 года королевой Беатрикс и президентом России Дмитрием Медведевым[2][3]. С 20 июня музей открыт для общественности. Деньги на реконструкцию Амстелхофа (39,5 миллионов евро) выделили правительство Нидерландов, мэрия Амстердама, правительство провинции Северная Голландия и фонд «Giro Loterij». КазаньОткрытие первого в России филиала музея было приурочено к 1000-летию Казани и состоялось 28 августа 2005 года. Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский прочел публичную лекцию на церемонии открытия и представил первую выставку: «Золотая Орда. История и культура». Экспозиция состоит из нескольких сотен предметов материальной культуры и документов. «Эрмитаж-Казань» располагается в здании бывшего юнкерского училища на территории Казанского кремля. Новый музейный центр занимает около тысячи квадратных метров площади, включая выставочные и служебные площади. ВыборгМузейный центр «Эрмитаж-Выборг»
В июне 2010 года открылся филиал Эрмитажа в Выборге. Текущие событияРеставрация 20057 декабря — в день святой Екатерины («день рождения» Эрмитажа) открыты после полугодовой реставрации «Зал Юпитера» и «Галерея истории древней живописи» Продажа картин из коллекции Эрмитажа
В 1930-х гг. советской властью была предпринята распродажа ряда шедевров Эрмитажной коллекции, включая Рембрандта, Рубенса, ван Эйка и Рафаэля. Хищение экспонатов из ЭрмитажаВ июле 2006 обнаружились пропажи 221 небольшого экспоната (ювелирные изделия, православные иконы, столовое серебро, эмалированная посуда и т. д.). В хищении заподозрили одну из сотрудниц музея, которая незадолго до этого скончалась от сердечного приступа. Как показало следствие, в хищении принимали участие она и её родственники. В одах часть похищенных вещей удалось вернуть. Документальное кино
Ленинградская студия кинохроники, 1966 г.
См. также
Примечания
Ссылки
Достопримечательности Санкт-Петербурга Категории:
|
Страница сгенерировалась за 0.027447 сек. Карта сайта |