Универсальная энциклопедияПерейти на главную страницу сайта

Буддизм

Стоящий Будда. (I-II века)

Будди́зм (санскр. बुद्ध धर्म, buddha dharma IAST; пали बुद्ध धम्म, buddha dhamma, «Учение Просветлённого»[1]) — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

Сами последователи этого Учения называли его «Дхармой» (Закон, Учение) или «Буддхадхармой» (Учением Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке[2].

Считается, что это древнейшая мировая религия, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями. «Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований»[2].

Содержание

  • 1 Основы Учения
  • 2 Течения буддизма
  • 3 Численность
  • 4 История буддизма
  • 5 Отличия от других учений и верований
  • 6 Примечания
  • 7 См. также
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Обзоры
    • 9.2 Буддийская практика

Основы Учения

Статуя Сиддхартхи Гаутамы в Бодх-Гае, Индия. Бодх-Гая традиционно считают местом его просветления[3]

После нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл к выводу, что причиной страдания людей являются их собственные действия и прекратить страдания, достичь нирваны, можно практикой самоограничения и медитацией. Будда утверждал, что его Учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты зависят от самого человека.

За две с половиной тысячи лет в процессе распространения буддизм впитал множество различных верований и обрядовых практик. Одни последователи буддизма делают упор на самопознание через медитацию, другие — на благие деяния, третьи — на поклонение Будде. Различия в идеях и правилах в разных буддийских школах вынуждают «признать „буддизмом“ любое учение, считавшееся буддийским самой традицией»[4]. Но все они базируются на следующих доктринах[4]:

Все буддисты верят, что эти принципы были провозглашены самим Буддой, однако трактовки их могут быть весьма различными.

Течения буддизма

Традиционно буддизм делят на Махаяну (Великую колесницу) и Тхераваду (Учение старейших). Выделяется также направление «ваджраяна» (Алмазная колесница или тантрический буддизм), которое в некоторых регионах считается разновидностью Махаяны, а в некоторых (Тибет, Монголия) — самостоятельным направлением.

Отличительной чертой Махаяны является учение о Бодхичитте — стремлении к спасению всех без исключения живых существ, подразумевающем безграничное сострадание и любовь к ним; и проистекающем из него понятии Бодхисаттвы — существа, готового отказаться от индивидуального достижения Нирваны с целью спасения всех живых существ.

К Махаяне относится тибетский буддизм, китайский буддизм и несколько отдельных буддийских школ.

Последователи Махаяны подразделяют буддизм на Великую Колесницу (собственно махаяну) и Малую Колесницу («хинаяну»), которую называют также Колесницей шраваков и Пратьекабудд. Само название «хинаяна» (санскр. हीनयान, hīnayāna, буквально «Малая колесница») было введено методически для обозначения буддистов, ограниченных только стремлением к индивидуальному просветлению, и применялось в исторической полемике с другими, ныне не существующими, школами раннего буддизма и с целью объяснения понятия Бодхичитты.

Тхеравада — единственная сохранившаяся из школ Никая (раннего буддизма). Применение по отношению к ней термина «Хинаяна» некорректно. Тхеравада активно использует понятие метта-бхавана, аналогичное понятию Бодхичитты в Махаяне, и под определение Хинаяны не подпадает.

Ваджраяна распространена в Непале, Тибете и отчасти в Японии. Из Тибета пришла в Монголию, оттуда — в Бурятию, Туву и Калмыкию.

Подробная схема школ и ответвлений буддизма собрана в разделе Школы буддизма. Наиболее известные течения классифицируются следующим образом:

Буддизм, распространенный среди мирян и значительно отличающийся от буддизма, проповедуемого в монашеской образованной среде, носит название простонародного или вульгарного.

Численность

Процент буддийского населения в странах мира

Оценка количества последователей буддизма во всём мире значительно колеблется в зависимости от способа подсчёта, однако самые минимальные цифры колеблются в районе 350-500 миллионов человек[5]. Основное число буддистов живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Бутане, Вьетнаме, Индии, Камбодже, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Корее, Лаосе, Монголии, Мьянме, Непале, Таиланде, Тибете, Шри-Ланке, Японии. В России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России.


История буддизма

Основная статья: История буддизма

Буддизм возник на индийском субконтиненте в середине I тысячелетия до н. э. Причины возникновения этого Учения до нынешнего времени точно не установлены, поскольку знания о древнеиндийском обществе слишком скудны.

Отличия от других учений и верований

В отличие от монотеистических религий (иудейство, христианство, ислам), в буддизме нет ни всемогущего Бога, ни вечной души. Эти же положения и отрицание кастовой системы отличает буддизм от индуизма и брахманизма, хотя он признает учение о карме.

Примечания

  1. Online Sanskrit Dictionary (англ.) Buddha — Просветленный (The Enlightened One). Dharma — Закон, Истина, Учение (Law, Truth, Doctrine).
  2. 1 2 Торчинов Е. А. Введение в буддологию — стр. 5.
  3. Info on Bodhgaya
  4. 1 2 Торчинов Е. А. Лекция 2. Основы буддийского учения // Введение в буддологию: курс лекций — стр. 19.
  5. Major Religions Ranked by Size; U.S. State Department's International Religious Freedom Report 2004. http://www.state.gov/g/drl/rls/irf/2004/ Accessed 20 September 2008; Garfinkel, Perry. "Buddha Rising", National Geographic Dec. 2005: 88–109; CIA - The World Factbook

См. также

Литература

  • Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. ISBN 5-02-018236-2
  • Дандарон Б. Д. Буддизм. Сб. статей. СПб, Дацан Гунзэчойнэй, 1996, ISBN 5-87882-007-4
  • Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм. ISBN 978-5-85803-389-9
  • Торчинов Е. А. Введение в буддологию — Санкт-Петербург: Амфора, 2005 г. — ISBN 5-94278-805-7.

Ссылки

Обзоры

  • А. Берзин. Привлекательность буддизма для современного мира.
  • А. Берзин. Положение буддизма в современном мире.
  • А. Берзин. Буддизм и наука.
  • Ю. Н. Рерих. Буддизм и культурное единство Азии (Сборник статей, выпущенный к столетию со дня рождения ученого)
  • Е. А. Торчинов. Введение в буддологию ISBN 5-93597-019-8
  • Щербатский Ф. И. Избранные труды по буддизму. — М.: «Наука», 1998
  • Дхаммавирантха Ньяка Махатхера Введение в буддизм — Ассоциация «Буддизм в Интернете».
  • Сангхаракшита. Благородный Восьмеричный Путь Будды ISBN 5-94121-033-7 Читать online
  • Сангхаракшита. Кто такой Будда? ISBN 5-94121-022-1 Читать online
  • Сангхаракшита. Буддизм: основы пути ISBN 5-87761-019-8 Читать online

Буддийская практика

  • Е. С. Далай-лама XIV. Достижение мира посредством внутреннего спокойствия.
  • Ценшаб Серконг Ринпоче. Конечный пункт сансары — страдание, конечный пункт Дхармы — счастье.
  • А. Берзин. Как применять практику Дхармы в повседневной жизни.
Логотип Викитеки
В Викитеке есть тексты по теме
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
(1897-1907)
Буддизм
П: Буддизм П: Религия П: Философия

Категория:
  • Буддизм

загрузка...
Буддизм
Страница сгенерировалась за 0.020759 сек.
Карта сайта