Универсальная энциклопедияПерейти на главную страницу сайта

Lublin R.XIII

Lublin R.XIII
Lublin R-XIII.jpg
Модель Lublin R.XIII в военном музее Быгдоща
Типсамолёт-разведчик
ПроизводительLWS и Plage i Laśkiewicz
Главный конструкторЕжи Рудлицкий
Первый полёт1 февраля 1929
Начало эксплуатации7 июня 1932
Конец эксплуатации1940-е
Статусвыведен из состава
Основные эксплуатантыЗнак ВВС Польши ВВС Польши
Королевские Румынские ВВС
Годы производства1932—1938
Единиц произведено273
Базовая модельLublin R.XIII
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

Lublin R.XIII — польский самолёт-разведчик времён Второй мировой войны.

Содержание

  • 1 Создание самолёта
  • 2 Начало производства
  • 3 Более детальная классификация
    • 3.1 Морская авиация
    • 3.2 Варианты с A-F
    • 3.3 Модернизация самолётов для слепых
  • 4 Общий вывод
  • 5 Боевое применение
    • 5.1 Части
    • 5.2 Во второй мировой войне
  • 6 Список прототипов
  • 7 Параметры
    • 7.1 Размеры
    • 7.2 Скоростные показатели
    • 7.3 Вооружение
  • 8 Ссылки

Создание самолёта

В 1926 году в ВВС Польши появилась идея создания самолёта поддержки пехоты. Через год Департамент аэронавтики Министерства обороны объявил конкурс на подобный самолет. Планируемая мощность самолёта должна была составлять 220 л.с., максимальная скорость — 170 км/ч, вооружение — пулемёт для летнаба. Также требовалось сделать короткие старт и посадку для машины, установить складывающиеся крылья для транспортировки самолёта.

В конкурсе принимали участе фирмы PWS и Plage I Laskiewich. Первые попытки не увенчались успехом: проект PWS-5 военных не впечатлил. А вот самолёты класса R-X — R-XIV оказались идеальным вариантом. Первый самолёт Lublin R.XIII совершил полёт 1 февраля 1929. Военные в июне 1931 года разместили заказ на 50 машин.

Начало производства

Первые пять машин получили обозначение R-XIIIА. Они отличались от прототипов благодаря разным конструкциям. Весной 1932 года официально был зарегистрирован базовый образец: самолет с номером 54-15, который был поставлен на поплавки. Летом 1932 года началось серийное производство самолётов. 50 машин, заказанных военными, получили кодовое название R-.IIIB. В 1933 году четыре таких самолета были переданы аэроклубам. В апреле два самолёта совершили полёт по маршруту: Варшава-Львов-Черновцы-Яссы-Бухарест-София-Белград-Загреб-Вена-Братислава-Прага-Брно-Варшава.

Более детальная классификация

Морская авиация

Самолёты производились с разными модификациями для разных ситуаций. Так, машины ставились для морской авиации. 9 января 1932 года был размещен заказ на 3 машины класса R.XIIIbis/hidro. Эти три самолёта входили в состав военного формирования морской авиации, и для данных машин устанавливались деревянные поплавки. Самолеты были построены в 1932 году, в конце года их передали заказчику. У самолётов ставилось сменное шасси, что позволяло их применять не только как морские, но и как обычные бомбардировщики.

Второй вариант для морской авиации — самолёты модификации R.XIII ter/hidro. Их заказала эскадра речной Пинской флотилии 5 мая 1933. Машины поступили на вооружение в 1934 году. По своим параметрам они были немного лучше старых образцов, могли нести поплавки, лыжи и колёса. В 1937 году с расформированием эскадры самолёты были демонтированы.

26 мая 1934 года морское ведомство заказало третий вариант: самолёты класса G с металлическими поплавками. Одна из этих машин была переоборудована как транспортный самолёт для перевозки одного пассажира и получила название R.XIIIDr. Самолет изначально предназначался для дальнего перелета в Австралию, поэтому на него поставили навигационное оборудование. Дальность полета такого самолета составляла 2500 км, но он так и не совершил перелёт: 10 мая 1933 года во время очередного испытательного полета самолет попал в аварию.

Варианты с A-F

19 сентября 1932 года фирма получила заказ на новые версии самолётов: 120 R.XIII, в том числе 50 R.XIIIС (модификация с кольцом Тауненда). 5 февраля 1934 года заказ был расширен до 170 самолётов, из которых были ещё несколько новых вариантов. В их числе было 48 машин R.XIIID. Эти машины были длиннее, а также на них ставились заслонки двигателя с регулировкой жалюзи. Впервые самолёт был опробован 28 мая 1932, а в августе было опробовано ещё два экземпляра. Также присутствовали 2 прототипа R.XIIIЕ и R.XIIIF с двигателями мощностью 300 лошадиных сил, 95 самолётов R.XIIID и 25 самолётов R.XIIIЕ с двигателями G-1620.

Модернизация самолётов для слепых

Произведённые машины приспосабливались даже для слепых пилотов. Во время подготовки польских летчиков к участию в Challenge 1934 года шесть самолётов класса B были модернизированы для слепых полетов, для чего им было придано обозначение R.XIIIt. Ещё осенью 1934 года ещё два самолёта R.XIIIВ были переоборудованы для слепых, а в центре лётной подготовки в Деблине четыре машины R.XIIID также были переоборудованы для слепых.

Общий вывод

В общем, Lublin R.XIII оказался очень удачным самолетом, имея большую дальность полета и отличные взлётно-посадочные характеристики. С 1933 по 1939 годы было произведено 288 самолетов класса R.XIII и R.XIV, из которых 20 самолётов R.XIII и 15 машин R.XIV предназначались для морской авиации. С 1936 года R.XIII надо было заменить на RWD-14, однако процесс производства этих самолетов задержался и фактически не начинался вплоть до Второй мировой войны.

Боевое применение

Части

В 1932—1936 годах были созданы 33 звена взаимодействия с армией, в каждом было по 3 самолёта. Осенью 1937 года их перераспределили по эскадрам, в каждую из которых во шло по 2 звена (6 машин). К началу войны на вооружении у Польши было 150 самолётов, из которых 50 машин R-XIIID и R-XIIIC находились в бомбардировочных частях, 30 машин в учебных частях, 30 машин в резервных частях и около 40 машин на ремонте. Самолёты входили в 7 разведывательных эскадр: 16-ю, 26-ю, 36-ю, 43-ю, 46-ю, 56-ю и 66-ю.

Самолеты R.XIII предназначались для взаимодействия с пехотой и артиллерией, а также могли применяться для разведки и связи. Однако всего шесть самолетов были оборудованы радиостанцией.

Во второй мировой войне

В сентябре 1939 года на R-XIIIG морские летчики смогли выполнить только два боевых вылета, пока 8-го числа не были уничтожены. К концу войны у поляков осталось 24 боеспособных самолёта, 19 из которых были уничтожены для того, чтобы немцы не смогли их захватить.

Всего же из 55 боевых машин в ходе боёв было потеряно 50 самолётов (причём 7 машин были сбиты именно польскими войсками), а оставшиеся 5 улетели в Румынию. Из учебных эскадр в Румынии оказались 17 машин класса R-XIII, которые состояли на вооружении в 1940—1944 годы. Также по одному самолёту удалось захватить СССР («советская» машина приземлилась близ Ямполя), Венгрии и Словакии.

Список прототипов

  • R.XIII — прототип (вариант R-XIV, номер 56.1)
  • R.XIIIA — военный, произведено 30 штук (номера 56.2-56.31)
  • R.XIIIB — военный, произведено 20 штук (номера 56.32-56.51)
  • R.XIIIC — военный, произведено 48 штук (номера 56.52-56.99)
  • R.XIIID — стандартный военный, произведено 95 штук (номера 56.102-56.196)
  • R.XIIIE — вариант с двигателем в 360 л.с. Gnome-Rhone 7K Titan (номер 56.100)
  • R.XIIIF — вариант с улучшенным фюзеляжем и двигателем в 340 л.с. Skoda G-1620A Mors-I, произведено 58 штук (номера 56.101, 58.01-58.57)
  • R.XIII bis/hydro — морской, произведено 4 штук (номера 700—703)
  • R.XIII ter/hydro — морской, произведено 10 штук (номера 704—713)
  • R.XIIIG — морской, произведено 6 штук (номера 714—720)
  • R.XIIIDr — спортивный дальнего действия (номер 56.51)
  • R.XIIIt — учебный, произведено не менее 12 штук
  • R.XIV — учебный, произведено 15 штук (номера 54.1-54.15)
  • R.XV — военный вариант R-XIV (не строился)
  • R.XIX — самолёт с V-образной формой хвоста (номер 56.1)
  • R.XXIII — оригинальный вариант R-XIIIDr.

Параметры

Размеры

  • Длина: 8,2 м
  • Высота: 2,76 м
  • Размах крыла: 13,25 м
  • Площадь крыла: 24,5 м²

Скоростные показатели

  • Установка: Škoda-Whirlwind J5B
  • Мощность: 220 л.с.
  • Макс. скорость: 180 км/ч
  • Практ. потолок: 4100 м
  • Дальность полёта: 600 км

Вооружение

1 x 7,7-мм Vickers K

Ссылки

  • Lublin R.XIII на сайте AirWar
Категории:
  • Самолёты Польши
  • Разведывательные самолёты Второй мировой войны
  • Гидросамолёты Второй мировой войны
  • Самолёты Lublin
Lublin R.XIII
Страница сгенерировалась за 0.018242 сек.
Карта сайта