Универсальная энциклопедия | Перейти на главную страницу сайта |
Lublin R.XIII
Lublin R.XIII — польский самолёт-разведчик времён Второй мировой войны.
Создание самолётаВ 1926 году в ВВС Польши появилась идея создания самолёта поддержки пехоты. Через год Департамент аэронавтики Министерства обороны объявил конкурс на подобный самолет. Планируемая мощность самолёта должна была составлять 220 л.с., максимальная скорость — 170 км/ч, вооружение — пулемёт для летнаба. Также требовалось сделать короткие старт и посадку для машины, установить складывающиеся крылья для транспортировки самолёта. В конкурсе принимали участе фирмы PWS и Plage I Laskiewich. Первые попытки не увенчались успехом: проект PWS-5 военных не впечатлил. А вот самолёты класса R-X — R-XIV оказались идеальным вариантом. Первый самолёт Lublin R.XIII совершил полёт 1 февраля 1929. Военные в июне 1931 года разместили заказ на 50 машин. Начало производстваПервые пять машин получили обозначение R-XIIIА. Они отличались от прототипов благодаря разным конструкциям. Весной 1932 года официально был зарегистрирован базовый образец: самолет с номером 54-15, который был поставлен на поплавки. Летом 1932 года началось серийное производство самолётов. 50 машин, заказанных военными, получили кодовое название R-.IIIB. В 1933 году четыре таких самолета были переданы аэроклубам. В апреле два самолёта совершили полёт по маршруту: Варшава-Львов-Черновцы-Яссы-Бухарест-София-Белград-Загреб-Вена-Братислава-Прага-Брно-Варшава. Более детальная классификацияМорская авиацияСамолёты производились с разными модификациями для разных ситуаций. Так, машины ставились для морской авиации. 9 января 1932 года был размещен заказ на 3 машины класса R.XIIIbis/hidro. Эти три самолёта входили в состав военного формирования морской авиации, и для данных машин устанавливались деревянные поплавки. Самолеты были построены в 1932 году, в конце года их передали заказчику. У самолётов ставилось сменное шасси, что позволяло их применять не только как морские, но и как обычные бомбардировщики. Второй вариант для морской авиации — самолёты модификации R.XIII ter/hidro. Их заказала эскадра речной Пинской флотилии 5 мая 1933. Машины поступили на вооружение в 1934 году. По своим параметрам они были немного лучше старых образцов, могли нести поплавки, лыжи и колёса. В 1937 году с расформированием эскадры самолёты были демонтированы. 26 мая 1934 года морское ведомство заказало третий вариант: самолёты класса G с металлическими поплавками. Одна из этих машин была переоборудована как транспортный самолёт для перевозки одного пассажира и получила название R.XIIIDr. Самолет изначально предназначался для дальнего перелета в Австралию, поэтому на него поставили навигационное оборудование. Дальность полета такого самолета составляла 2500 км, но он так и не совершил перелёт: 10 мая 1933 года во время очередного испытательного полета самолет попал в аварию. Варианты с A-F19 сентября 1932 года фирма получила заказ на новые версии самолётов: 120 R.XIII, в том числе 50 R.XIIIС (модификация с кольцом Тауненда). 5 февраля 1934 года заказ был расширен до 170 самолётов, из которых были ещё несколько новых вариантов. В их числе было 48 машин R.XIIID. Эти машины были длиннее, а также на них ставились заслонки двигателя с регулировкой жалюзи. Впервые самолёт был опробован 28 мая 1932, а в августе было опробовано ещё два экземпляра. Также присутствовали 2 прототипа R.XIIIЕ и R.XIIIF с двигателями мощностью 300 лошадиных сил, 95 самолётов R.XIIID и 25 самолётов R.XIIIЕ с двигателями G-1620. Модернизация самолётов для слепыхПроизведённые машины приспосабливались даже для слепых пилотов. Во время подготовки польских летчиков к участию в Challenge 1934 года шесть самолётов класса B были модернизированы для слепых полетов, для чего им было придано обозначение R.XIIIt. Ещё осенью 1934 года ещё два самолёта R.XIIIВ были переоборудованы для слепых, а в центре лётной подготовки в Деблине четыре машины R.XIIID также были переоборудованы для слепых. Общий выводВ общем, Lublin R.XIII оказался очень удачным самолетом, имея большую дальность полета и отличные взлётно-посадочные характеристики. С 1933 по 1939 годы было произведено 288 самолетов класса R.XIII и R.XIV, из которых 20 самолётов R.XIII и 15 машин R.XIV предназначались для морской авиации. С 1936 года R.XIII надо было заменить на RWD-14, однако процесс производства этих самолетов задержался и фактически не начинался вплоть до Второй мировой войны. Боевое применениеЧастиВ 1932—1936 годах были созданы 33 звена взаимодействия с армией, в каждом было по 3 самолёта. Осенью 1937 года их перераспределили по эскадрам, в каждую из которых во шло по 2 звена (6 машин). К началу войны на вооружении у Польши было 150 самолётов, из которых 50 машин R-XIIID и R-XIIIC находились в бомбардировочных частях, 30 машин в учебных частях, 30 машин в резервных частях и около 40 машин на ремонте. Самолёты входили в 7 разведывательных эскадр: 16-ю, 26-ю, 36-ю, 43-ю, 46-ю, 56-ю и 66-ю. Самолеты R.XIII предназначались для взаимодействия с пехотой и артиллерией, а также могли применяться для разведки и связи. Однако всего шесть самолетов были оборудованы радиостанцией. Во второй мировой войнеВ сентябре 1939 года на R-XIIIG морские летчики смогли выполнить только два боевых вылета, пока 8-го числа не были уничтожены. К концу войны у поляков осталось 24 боеспособных самолёта, 19 из которых были уничтожены для того, чтобы немцы не смогли их захватить. Всего же из 55 боевых машин в ходе боёв было потеряно 50 самолётов (причём 7 машин были сбиты именно польскими войсками), а оставшиеся 5 улетели в Румынию. Из учебных эскадр в Румынии оказались 17 машин класса R-XIII, которые состояли на вооружении в 1940—1944 годы. Также по одному самолёту удалось захватить СССР («советская» машина приземлилась близ Ямполя), Венгрии и Словакии. Список прототипов
ПараметрыРазмеры
Скоростные показатели
Вооружение1 x 7,7-мм Vickers K Ссылки
|
Страница сгенерировалась за 0.018242 сек. Карта сайта |