Перейти на главную страницу сайта



  1. Corollarium
    Corollarium Corollarium - у римлян приносимый в подарок, особенно актерам, небольшой венок из золота или серебра, как бы прибавка к вознаграждению денежному. В логике — добавление (обычно излишнее) к логической аргументации. ...
  2. Corporale
    Corporale Corporale - (от corpus — тело) — у католиков название плата, развернутого на престоле, на который поставляются св. дары во время литургии; то же, что у православных — илитон (см.). В римской церкви эта пелена вошла в употребление при литургии еще до папы Сильвестра (ок. 314), который установил (акты II римского собора 324 г.), чтобы она не делалась ни из шелка, ни из какой-либо цветной материи, так как в таком случае она не походила бы на пелены, которыми обвит был И. X. В древности С. было очень велико, покрывало почти весь престол и концами свешивалось по...
  3. Corpus catholicum
    Corpus catholicum Corpus catholicum - (catholicorum), Corpus evangelicum (evangelicorum) — см. Имперский сейм. ...
  4. Corpus delicti
    Corpus delicti Corpus delicti - см. Преступление. ...
  5. Corpus juris canonici
    Corpus juris canonici Corpus juris canonici - общее название сборников норм, руководивших деятельностью церкви в духовной и светской юрисдикции и определявших ее строй в средние века. Данное в противоположность римскому С. juris civilis, оно употреблялось с довольно давнего времени, но окончательно утвердилось только в XVI веке, в применении к цельному изданию всех источников канонического права, сделанному в первый раз в 1499-1502 гг. в Париже Chappuis и Vital'ем. С. juris canonici, по своему составу и содержанию, представляет последовательную историю развития источников...
  6. Corpus juris civilis
    Corpus juris civilis Corpus juris civilis - обычное теперь название юстиниановой кодификации римского права (институции, дигесты, кодекс, новеллы). Не противореча рим. пониманию слов (выражение corpus juris встречается в кодексе), оно не применялось, однако, римлянами в этом смысле и входит в употребление только в средние века; но и в это время мы не встречаем рукописей, а позднее — печатных изданий, соединявших в одно целое все части юстиниановых сборников. В первый раз под этим именем юстинианова кодификация появляется в издании Дионисия Готофреда (см.), начатого в...
  7. Credo
    Credo Credo - символ веры; третий нумер католической мессы, написанный на текст, начинающийся со слова С. У некоторых авторов месс С. получило особенно большое развитие, напр. у Баха (месса H-moll), Бетховена (Missa solemnis). H. С. ...
  8. Credo quia absurdum est
    Credo quia absurdum est Credo quia absurdum est - (лат. "я верю, потому что это противно разуму") — девиз некоторых отцов церкви, напр. Тертуллиана, поддерживавшийся и Августином и проистекающий из презрения к человеческому, конечному разуму в сравнении с разумом божественным. Это утверждение не только признает, что противное ограниченному разуму человека, т. е. недоступное ему, может быть доступно разуму самому по себе, но предполагает, что мыслимое для последнего должно быть совершенно немыслимым для первого. ...
  9. Crescendo
    Crescendo Crescendo - (возрастая) — музыкальный термин, требующий постепенного увеличения звуковой силы. Часто пишется сокращенно, cresc. Если С. должно быть продолжительное, то после этого слова ставят точки до того места, где С. должно прекратиться. С. заменяется знаком . С., доходящее до forte, обозначается С. il forte или Cresc. sin'al forte. Термин, противоположный С. — Decrescendo (см.). Н. С. ...
  10. Cretio hеreditati s
    Cretio hеreditati s Cretio hеreditati s - — в римском праве торжественный акт вступления в наследство, требовавшийся в раннем праве для т. наз. heredes extranei, т. е. посторонних наследников, не членов семьи наследодателя, с целью, по всей вероятности, точно и наглядно определить наследников лица, умершего без "своих наследников" или обошедшего их в завещании. В классическом праве применялся только в тех случаях, когда того желал завещатель. Законного срока, по-видимому, не существовало, но был обычен срок в сто дней, считавшихся или с момента получения наследником...
  11. Croche
    Croche Croche - см. Croma. ...
  12. Croma
    Croma Croma - итальянское название ноты, имеющей длительность одной осьмой (croche — фр.). ...
  13. Crusca
    Crusca Crusca - (Accademia della С.; собств. "академия клея") — итальянское ученое учреждение, поставившее себе целью очищение языка "как муки от клея"; основано во Флоренции поэтом Граццини в 1582 г. Издала в 1612 г. весьма влиятельный "Vocabulario della Crusca" — "очищенный" словарь итальянского языка. К. послужила образцом для французской академии и аналогичных немецких обществ XVII в. ...
  14. Cubiculum
    Cubiculum Cubiculum - 1) первоначально и главным образом фамильная почивальня в римском доме, затем вообще жилой покой. В больших домах С. назывались также небольшие комнаты, выходившие в перистиль или атриум и предназначавшиеся для приема гостей и т. п.; 2) императорская ложа в цирке и на ипподроме; 3) на языке первых христиан — могилы в катакомбах, имевшие вид вырубленных в стене ниш. А. Щ. ...
  15. Culpa
    Culpa Culpa - в широком смысле вообще вина, нравственное или психологическое основание ответственности за преступления и гражданские правонарушения (см. эти слова); в более тесном, техническом смысле и в противоположность умыслу (см.), означает небрежность и непредусмотрительность в отношениях к другим лицам и их имуществу, а также в исполнении обязательства последствием чего является тот или иной ущерб. Будучи субъективным по своему существу, понятие С. в этом смысле получило у юристов объективное выражение, С. (или С. in abstracto) они называют...
  16. Curiosum urbis Romae
    Curiosum urbis Romae Curiosum urbis Romae - возникший в IV в. по Р. Хр. официальный обзор 14 регионов (кварталов) г. Рима (в роде так называемых Notitia), с означением их пространства, обстройки и т. п. Изд. у Jordan'a, "Topographie der Stadt Rom", т. II, Б., 1871, и в "Forma urbis Romae", там же, 1874 г. ...
  17. D
    D D - — служит на монетах условным знаком монетных дворов: лионского — на французских до 1880 г.; аурихского — на прусских до 1848 г.; дюссельдорфского — также на прусских с 1848 по 1871 г.; мюнхенского — на германских с 1871 г. и грацского — на австрийских. Кроме того, буква "d" употребляется как сокращение английских пенсов; немецкое в торговых счетах и как монетный знак означает германские пфенниги. П. ф. В. ...
  18. D-moll
    D-moll D-moll - или ре минор — минорная гамма, соответствующая мажорной гамме фа; имеет в ключе один бемоль (b, или си бемоль); гармоническая гамма D-moll имеет еще случайный знак повышения на седьмой ступени, т. е. cis (до диез}. Ступени в восходящем и нисходящем направлении этой гаммы не меняются. Мелодическая гамма D-moll имеет в восходящем направлении повышенные ступени шестую и седьмую (h, cis или си, до диез). При нисходящем направлении гаммы эти повышения уничтожаются бекарами. Неискусственная, или натуральная, гамма D-moll заключает в себе ступени...
  19. Da Capo
    Da Capo Da Capo - (сокр. D. С.) — итальянский музыкальный термин, требующий повторения с начала части пьесы. Если эта часть не составляет начала пьесы, то место, с которого должно идти повторение, обозначают знаком и пишут Da Саро dal segno, т. е. с начала от знака. Конец повторения обозначается словом fine. Пишут D. С. dal segno al fine или просто dal segno al fine. ...
  20. Dal segno
    Dal segno Dal segno - см. Da capo. ...
  21. Darapti
    Darapti Darapti - техн. терм. формальной логики — см. Силлогизм. ...
  22. Darii
    Darii Darii - технический термин формальной логики, см. Силлогизм. ...
  23. Datisi
    Datisi Datisi - искусственный термин в форм. логике — см. Силлогизм. ...
  24. De mortuis nil nisi bеnе
    De mortuis nil nisi bеnе De mortuis nil nisi bеnе - (о мертвых ничего, кроме хорошего) — латинская поговорка, заимствованная, по всей вероятности, у Хилона спартанского: обычная фраза некрологов, когда хотят щадить память недавно умершего. Другая ее форма: de mortuis aut bene aut nihil (о покойнике — или хорошее, или ничего). ...
  25. De profundis
    De profundis De profundis - католическая заупокойная песнь, текстом для которой послужило начало 103 псалма. ...
  26. Decamerone
    Decamerone Decamerone - собрание десяти музыкальных пьес в одно целое. ...
  27. Declamando
    Declamando Declamando - музыкальный термин, требующий в пении более речитативного исполнения, с соблюдением декламации, придерживаясь разговорного характера передачи. ...
  28. Decrescendo
    Decrescendo Decrescendo - или dec. — музыкальный термин, требующий постепенного ослабления звука. Слово D. заменяется иногда знаком , если музыкальная фраза слишком продолжительна Н. С. ...
  29. Decumana
    Decumana Decumana - (подраз. porta) — так назывались ворота в римском лагере (см. Лагерь). ...
  30. Defensor fidei
    Defensor fidei Defensor fidei - (лат. — защитник веры) — титул английских королей, полученный Генрихом VIII от папы Льва Х за сочинение против Лютера, в котором он защищал папскую власть, индульгенции, отпущение грехов и семь таинств. ...
  31. Deficiendo
    Deficiendo Deficiendo - музык, термин, означающий уменьшение силы тона и быстроты движения. ...
  32. Dei gratia
    Dei gratia Dei gratia - (Божией милостью) — выражение, прибавляемое к титулам государей и сопровождающее их имя на монете. Уже на соборе в Эфесе 431 г. епископы употребили это выражение; позднее аббаты, аббатисы, даже монахи и капелланы применяли его в своих посланиях. Папы к "D. gratia" прибавляли "servus servorum" или писали: "Dei et ecclesiae gratia". В XIII в., когда папы стали величаться памятниками Христа на земле, высшее духовенство стало писать: "Dei et apostolicae sedis gratia" (по милости Бога и апостольского престола) — выражение, употребляемое катол. епископами и поныне. Из светских...
  33. Del credere
    Del credere Del credere - см. Комиссионные сделки. ...
  34. Delirium tremens
    Delirium tremens Delirium tremens - (Делириум тременс) — белая горячка (см.). ...
  35. Delizia
    Delizia Delizia - музыкальный термин, требующий нежного, приятного исполнения. ...
  36. Demanche
    Demanche Demanche - значит выводить руку при игре на фортепиано из натурального положения — перебрасывать ее; при игре на скрипке и других струнных инструментах этот термин обозначает перемену позиции. ...
  37. Demonstratio
    Demonstratio Demonstratio - — см. Доказательства вообще. ...
  38. Des
    Des Des - (ре бемоль) — первая ступень (тоника) в диатонических гаммах Des-dur, Des-moll; вторая ступень ces-dur и малоупотребительной ces-moll; третья ступень в гамме b-moll; четвертая ступень (суб-доминанта) в гаммах as-dur, as-moll; пятая ступень (доминанта) в гаммах ges-dur и малоупотребительной ges-moll; шестая ступень в малоупотребительной гамме fes-dur; седьмая ступень в малоупотребительных гаммах eses-dur и eses-moll. Д. энгармоничен с нотой cis. H. С. ...
  39. Destra mano
    Destra mano Destra mano - требует в музыке исполнения правой рукой. ...
  40. Detache
    Detache Detache - см. Стаккато. ...
  41. Deus ex machina
    Deus ex machina Deus ex machina - (лат.) — часто употребляемое, в ироническом смысле, выражение, означающее неожиданную, не вытекающую из хода событий развязку в драме, романе и обыденной жизни. В дословном переводе D. ex machina значит "бог с машины" и ведет свое происхождение от театра древних, где катастрофа часто благополучно предупреждалась внезапно появившимся (посредством машины) божеством; таково, напр., появление Геракла в "Филоктете", Дианы в "Ифигении" и т. п. Еще недавно развязка посредством неожиданного появления нового лица (напр. Стародум в...
  42. Diaphonia
    Diaphonia Diaphonia - греческий музыкальный термин для обозначения диссонанса, в противоположность symphonia (консонанс), или (в начале средних веков IX — XII вв.) для определения двух голосов расходящихся или сходящихся (от примы в кварту, квинту, октаву и обратно). ...
  43. Dielasma
    Dielasma Dielasma - (elongata) — ископаем. плеченогое брахиоподовых известняков в верхнем ярусе пермской сист. (см.) Евр. России. ...
  44. Diem perdidi
    Diem perdidi Diem perdidi - (лат.) — т. е. и день потерял; по Светонию — восклицание римского имп. Тита, вспомнившего однажды вечером, что он в этот день еще никому не оказал милости. ...
  45. Dies irae
    Dies irae Dies irae - (день гнева) — начальные слова знаменитого католического гимна. Автором его был францисканский монах Томассо из Челано († 1255). Известный первое время лишь на Рейне, гимн был принят церковью в 1385 г. и, обработанный литературно Ф. фон Гёммерлином, включен в богослужебный круг на Тридентском соборе 1545 г. В XVII в. Д. окончательно занял в заупокойной литургии второе место. Замечательный по содержанию, гимн привлекал внимание поэтов-католиков, особенно в Германии, и потому существует множество переводов его на европейские языки. ...
  46. Dieu et mon droit
    Dieu et mon droit Dieu et mon droit - ("Бог и мое право") — государственный английский (и великобританский) девиз (см.). ...
  47. Dieu le volt
    Dieu le volt Dieu le volt - ("Так хочет Бог") — боевой клич Готфрида Бульонского (см. Готфрид Бульонский и Клич). ...
  48. Dimaris
    Dimaris Dimaris - искусственный термин в формальной логике; см. Силлогизм. ...
  49. Diminuendo
    Diminuendo Diminuendo - музыкальный термин, требующий постепенного уменьшения, ослабления звука. Если Д. нужно производиться на большом пространстве, то продолжение его действия обозначается точками. Обозначение Д. заменяется тоже знаком , поставленным над нотами. Д. и decrescendo имеют одинаковое значение. Н. С. ...
  50. Diminuzione
    Diminuzione Diminuzione - уменьшение темы, преимущественно в полифоническом сочинении, т. е. превращение всех нот темы в ноты вдвое меньшей длительности. Обратный прием есть увеличение темы (augmentatio), при кот. ноты получают вдвое большую длительность. ...
Предыдущая страница1   2   3   4   Cтраница 5 из 103012    6   7   8   9   10Следующая страница
Страница загружена за 0.038056 сек. Количество документов в нашей базе - 5150576.
Универсальная энциклопедия 2012
Карта сайта