Эквилибриум (альбом)
«Эквилибриум» — альбом Вадима Курылёва, пятый авторский по счету. Не имеет ничего общего с одноименным фильмом. "Название для альбома было мною придумано раньше, но когда вышел фильм, я на какое-то время засомневался, стоит ли оставлять "Эквилибриум" или лучше по-другому. Потом, все же, решил оставить. Фильм - обыкновенный фантастический блокбастер, снятый по мотивам рассказов Рэя Бредберри, которые я читал еще в детстве, в 1970-е годы. Еще немного добавлено из "1984" Дж. Оруэлла (книга, написанная в 1970-е, и экранизированная в 1980-е). В общем, фильм довольно вторичный, как и положено нормальному голливудскому продукту, и к искусству имеет отношение лишь тем, что затрагивает вопросы спасения культурных ценностей в гипотетически грядущем общемировом тоталитарном государстве. Впрочем, поскольку огромное количество людей смотрят только голливудские блокбастеры, наверное, это не так плохо, что фантастический боевик коснулся такой темы. Может быть, кто-нибудь загорится желанием посмотреть "1984", "Бразил" и почитать Брэдберри"[1].
О созданииЗапись произведена в июне-сентябре 2003 года на студии "АнТроп", звукорежиссеры - Георгий Скрынников, Сергей Богаев ("Облачный край"), Дмитрий Атаулин. Жесткое, но легкое звучание во многом построено на манере игры барабанщика Михаила Нефёдова. Курылёв несколько отошел от литературной насыщенности текстов, что дало возможность добавить чувства и настроения в музыку. Стилистически "Эквилибриум" не очень строг - от поп-рока до интеллектуального панка, есть даже тяжелый блюз и "веселый" рэп, но все номера уравновешены друг с другом: панк - с интеллектуальной лирикой, блюз - с русским роком, а кубинская "Hasta Siempre!" Карлоса Пуэбло с кавер-версией "Моей обороны" Егора Летова[2]. Специально для нового звучания в начале 2003 г. в Москве Вадимом была куплена гитара Gibson Les Paul Gothic Morte[3]. «Солнце мертвых снов» - революционное начало. Антимилитаристический «Доброволец» - кто-то хочет быть солдатом "Последней войны". «Эквилибриум» - главная тема на диске. Пресловутая «точка отчаянья», звучит пророчески. «Отражение» - лирическое отступление, их много, диалог со вторым «я». «Время любить» - романтический гимн, даже руководство к действию затерянного поколения, чьи мечты умерли в боливийском лесу, которое разговаривает на своем языке и забыло все другие. "Эквилибриум" - слово не самое привычное, не слишком часто употребляется в устном и письменном варианте. Тексты песен в тевожные и драматичные, по изначальной своей сути не хитовые, не рассчитанные на массовое признание. Но едва ли это помешает Курылёву в дальнейшем сочинять и исполнять собственную музыку. "Эквилибриум" записан традиционно и повествует о кризисе середины жизни, ужасах мироздания и трагизме миросозерцания, неминуемом апокалипсисе личного масштаба. Таким образом, немного Достоевского и чуть-чуть революции не создают концепции. Предыдущая работа, мрачная пластинка "Дождаться Годо", была лишена резвости корневого панка и модных находок сезона, демонстрируемых в рамках нового альбома. В числе "стильных штучек" переработка Карлоса Пуэбло. Тем трогательнее, что имя Че Гевары уже давно стало "затертым" и прекрасным инструментом маркетинга. Невыразительность новой музыки Курылёва не увлекает, но и не угнетает. С меньшим, чем можно было бы ожидать, количеством серьёзных недочётов[4]. Добрая половина песен — удар ниже пояса, плевок в сторону человеческого общества, потерявшего свое лицо. Альбом несет ощутимую идеологическую нагрузку. Правда, имена и исторические параллели здесь — не столько политические фетиши, сколько культурологические символы. Курылев не скрывает своих симпатий: Че Гевара, Мисима, Китано. В музыке — Пи Джей Харви. Во многом настроение альбома определяют "СМС", "Доброволец", "Падая с облака" — жесткие бескомпромиссные рок-н-роллы. Есть психоделический номер, в котором на закольцованное трип-хоповое сопровождение речитативом положено стихотворение, - "Четверг"[5]. Никакой электроники, сэмплерной техники. Все живо, свежо, эмоционально. Без пафоса и заигрывания со слушателем. Наиболее забавный и выпадающий из общего контекста — "Вечный Джаз". «Hasta Siempre!» сыграна не в латиноамериканском стиле, а наоборот – в рок-н-ролльной манере, что придает ей отчаянную мощь и особый трагизм[6]. Альбом получился со странным, почти гаражным звуком, со стремительными гитарными эскападами, жесткой, упругой ритм-секцией и не слишком политкорректными текстами. В нем много зрелых размышлений, остро поставленных вопросов, ответить на которые автор пытается в "позитивно-агрессивной" манере. Вадим констатировал: "Во время записи — по уходу из "ДДТ" — передо мной стояла задача позиционировать себя как самостоятельную творческую единицу и, кажется, цель достигнута. Во всяком случае, альбом разительно отличается от предыдущих работ. Использованы барабанные петли в моем исполнении, но это был аварийный выход: случайно стерлись некоторые барабанные треки, а Миша Нефёдов был в отъезде. Должен признать, что сюжет песни «Падая с облака» весьма схож с фильмом «Небо над Берлином» – по моему мнению тотальное падение ангелов на землю вполне могло бы сделать наш мир лучше[7]. Эквилибриум — это равновесие. Название можно толковать по-разному. В первую очередь, подразумевается середина жизни. Человек уже стал взрослым, но еще не постарел. Он полон сил и житейского опыта. Это достаточно точно отражает мое нынешнее внутреннее состояние. Мир на грани тысячелетий. В Нью-Йорке рухнули небоскребы. Я сам Близнец по гороскопу. На меня это произвело особо гнетущее впечатление. Для очень многих людей мир покачнулся тогда. Разбилось зеркало, в которое все смотрелись. Рэповый номер был придуман буквально за пару дней до шестидесятилетия Дяди Миши Чернова. Мне пришло в голову написать шуточные куплеты в духе капустника. Просто зарифмовал историю жизни и приделал к получившейся песне нехитрый припев. И это записал накануне торжества. Игорь Доценко сыграл на барабанах, я — на остальном. И все, кто был в студии, хором прокричали припев. Нарезали на диск и преподнесли его Дяде Мише на следующий день, прямо во время застолья. Он был тронут до слез! Номер получился настолько удачным, что мы его даже на концертах стали исполнять. Шевчук хотел его включить во вторую часть "Единочества". Записать не на скорую руку, доделать аранжировки, может быть, слова немного подправить. Но я покинул "ДДТ" после записи первого тома и, естественно, песню унес с собой. Переписал заново"[8]. "В «Дождаться Годо» я сначала писал тексты, а потом подбирал для них музыку. В новом альбоме старался одновременно и то, и другое. В поисках эквилибриума мой лирический герой попадает в разные ситуации и приключения, перевешиваясь то в одну, то в другую сторону, но настоящего равновесия так и не находит — оно находится где-то за пределами альбома, а точнее — в его названии. В слове из пяти слогов ударение падает на третий, то есть — центральный, и это не случайно. Правильнее было бы назвать «Путь к Эквилибриуму». В целом, он более песенный. Менее концептуальный. Там нет такого депрессивного заныра в глубины подсознания, хотя тексты всё равно носят тревожно-абстрактный характер. Все песни написаны уже в 21 веке — так я чувствую время, в котором всем нам — крышка. Войдут и пара старых стихотворений, потому что в поисках сегодняшнего равновесия мы волей-неволей заглядываем в прошлое, в надежде, что оно нам что-то объяснит. Но стихи поданы в виде мелодекламации, чтобы их можно было легко отличить от новых. Новый альбом, пожалуй, ближе к Коэльо и Мураками, то есть — более молодёжным авторам"[9]. Было снято три клипа. Первый - "СМС". Его делали в сентябре-октябре 2003 года на Тамбовской улице, в помещении бывшей студии "ДДТ", где была репетиционная база "Курылёв-бэнда". Вадим и Максим Зорин снимали на две старые бытовые камеры, даже никакой постановки света. Потом Зорин смонтировал всё на своем компьютере - получился отличный панковский видеоролик, андеграундный, безбюджетный, при полном отсутствии качества - настроение в кадре. Минимально художественный и интересный как раз своей аскетичной съемкой. Второй - "Отражение". Режиссер - Олег Флянгольц. Практически авангард. Снимали дома у Флянгольца в Москве в январе 2004 г., после чего Курылёв чуть не опоздал на поезд. Идея снимать только руки принадлежит Олегу, так же в кадре микрофон, гитара Gibson Les Paul Gothic Morte, шнур от нее, хлопушка-нумератор, "все, что под руку попало": спички, фонарик, ручка, книга, бумага, песочные часы, игрушечный автобус, мяч, картина. Монтаж - Максим Зорин, март 2004. Третий - "Аллилуйя". В основу легли съемки петербургских концертов "Эквилибриум-бэнда" весной 2004 г. Все снимал и монтировал Максим Зорин. Основное отличие от предыдущих в том, что это первый непостановочный клип - съемки документальные. Использованы материалы концертов в клубах: "Молоко", "Орландина", "City club", "Red club", а также выступление на байк-шоу[10]. ОбложкаВ оформлении использован символ эквилибриума, придуманный Вадимом Курылёвым и фотография, которую художник Владимир Дворник сделал с крыши одного из небоскребов в Чикаго. Список композицийМузыка и тексты — Вадим Курылёв. Кроме (4) - Карлос Пуэбло и (8) - Егор Летов.
Участники записи
Дополнительная информацияВскоре после выхода альбома "Курылёв-бэнд" стал называться "Эквилибриум-бэнд". «Hasta Siempre!» - в начале звучит наиболее известная из сохранившихся записей с речью Че Гевары, Куба, начало 1960-х. «Вечный Джаз Дядя Миша» неоднократно звучал на «Нашем Радио»[11]. Комментарии Вадима Курылёва к песням[6].
Примечания
Ссылки
Категории:
Источник: Русская википедия 2012 Искать все статьи, похожие на текущую (Эквилибриум (альбом)) | |||||||||||||||||||||||||||||
Вы можете разместить ссылку на этот материал у себя на сайте, блоге или форуме
|
Универсальная энциклопедия 2012 Карта сайта Страница создана за 0.060475 сек. Всего документов включено в базу знаний: 5150576 |