загрузка...

Boeing F/A-18E/F Super Hornet

F/A-18E/F Super Hornet
F/A-18E совершет посадку на авианосец USS Theodore Roosevelt (CVN-71). 2006 год
Типпалубный истребитель
РазработчикMcDonnell Douglas
ПроизводительBoeing
Первый полёт29 ноября 1995
Начало эксплуатациифевраль 2000 года
Статусэксплуатируется, производится
Основные эксплуатантыВМС США
Годы производства1995—2020 (план)[1]
Единиц произведено500 на 01.04.2011[2]
Стоимость единицы$66,9 млн. (2012 год)
Базовая модельF/A-18 Hornet
ВариантыEA-18G Growler
F-18 HARV
 Изображения на Викискладе

Боинг F/A-18E/F «Супер Хорнет» (англ. Boeing F/A-18E/F Super Hornet) — американский палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик. Является глубокой перераработкой проекта истребителя F/A-18.

Первый полёт совершил 29 ноября 1995 года. Для постройки самолёта «Супер Хорнет» McDonnell Douglas на авиазаводе в Сент-Луисе была специально организована новая сборочная линия.

Потенциальными покупателями «Супер Хорнетов» являются Австралия и Канада, располагающие значительным парком истребителей «Хорнет» ранних серий, а также Чили. 3 мая 2007 года был заключён контракт на поставку в Австралию 24 F/A-18F Super Hornet стоимостью $2,9 млрд. Корпорация Боинг настойчиво продвигает свою продукцию и на восточноевропейский рынок — в Польшу, Венгрию и Чехию.

Содержание

  • 1 Конструкция
  • 2 Мероприятия по снижению радиолокационной заметности
  • 3 Тактико-технические характеристики
    • 3.1 Технические характеристики
    • 3.2 Лётные характеристики
    • 3.3 Вооружение
    • 3.4 Двигатель
  • 4 Эксплуатация
  • 5 На вооружении
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

Конструкция

«Супер Хорнет» является, в значительной степени, новым самолётом. Размах крыла на 20% больше, масса пустого самолёта — на 3200 кг, максимальная взлётная масса — на 6800 кг больше по сравнению с исходной моделью. По запасу топлива новая машина превосходит «Хорнет» на 33%, что позволило увеличить боевой радиус на 41%, а продолжительность полёта — на 50%. По массе пустого самолёта «Супер Хорнет» приблизительно на 5000 кг легче истребителя F-14 Tomcat, одновременно по характеристикам массы полезной нагрузки и дальности полёта «Супер Хорнет» приближается к F-14, хотя и не превосходит предшественника.

На F/A-18E/F «Супер Хорнет» установлены два двигателя Дженерал Электрик F414, мощность ТРДДФ F414 увеличена на 35% по отношению к двигателю F404-400, применявшемуся на истребителях-бомбардировщиках F/A-18А/В.

Мероприятия по снижению радиолокационной заметности

Самолёт Boeing F/A-18E/F Super Hornet взлетающий с авианосца «Авраам Линкольн»

Важной особенностью самолёта Super Hornet является заложенный при его проектировании комплекс мер, направленных на обеспечение выживаемости машины в боевых условиях. ВМС США на этапе проектирования использовали «сбалансированный подход» к обеспечению выживаемости самолёта. Это означает, что предпочтение не было отдано технологии низкой заметности, за счёт исключения других важных аспектов выживаемости. Напротив, проект представляет комбинацию низкой заметности, усовершенствованных средств ведения радио электронной борьбы (РЭБ), мероприятий по обеспечению боевой живучести самолёта, использования бортовых систем оружия, действующих за пределами средств ПВО, что наряду с новыми тактическими приёмами боевого применения позволяет в совокупности обеспечить безопасность машины и экипажа.

ЭПР (эффективная площадь рассеяния) самолёта F/A-18E/F заметно снижена с определённых ракурсов облучения, главным образом со стороны передней и задней полусфер. Минимальная ЭПР с передних направлений составляет 1,2 кв. метра[3], что примерно в два раза меньше, чем у истребителя F/A-18С/D. Воздухозаборники самолёта, являющиеся сильным источником отраженного излучения, выполнены коробчатой формы (четырёхугольного сечения). Каналы воздухозаборников несколько искривлены вниз и вбок, чем обеспечивается отражение ЭМ излучения в сторону от продольной оси самолёта. Внутренние поверхности воздушных каналов выполнены из радиопоглощающих материалов. В воздушном канале, перед лопатками вентилятора двигателя размещены радиальные пластины, также уменьшающие величину отраженного сигнала. Существенно уменьшена ЭПР носовой части фюзеляжа и вертикального оперения. К числу усовершенствований относятся: пилообразные края створок основного шасси и технологических панелей двигателя. Значительное внимание уделено устранению или заполнению поверхностных зазоров между панелями, и полостей-резонаторов. Обеспечена тщательная подгонка и выравнивание стыков большого числа панелей[4]. Вместо решёток, закрывающих различного рода всасывающие и выхлопные наружные отверстия вспомогательного назначения на самолётах F/A-18A-D, на истребителе «Супер Хорнет» применяются ромбовидные экраны с перфорацией, выполненные методом лазерной обработки, являющиеся "прозрачными" для высокочастотного излучения, а также радиопоглощающие покрытия. В конструкции самолёта использованы специальные коррозионностойкие радиопоглощающие материалы. В конструкции отсека радиолокационной станции также реализован ряд технических решений по уменьшению его заметности.

По утверждению разработчика, на самолёте «Супер Хорнет» реализованы наиболее масштабные меры по снижению ЭПР среди всех современных самолётов-истребителей, кроме самолётов F-22 и F-35. Хотя машина F/A-18E/F не является истребителем «стелс» (как, например, F-22), ЭПР «Супер Хорнита» с передних ракурсов облучения на порядок меньше величины ЭПР истребителей предыдущего поколения.


Тактико-технические характеристики

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации F/A-18E:

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 18,31 м
  • Размах крыла: 13,62 м
    • со сложенным крылом: 9,32 м
  • Высота: 4,88 м
  • Площадь крыла: 46,45 м
  • Масса пустого: 13 387 кг
  • Масса снаряжённого: 14 790 кг
  • Нормальная взлётная масса: 21 320 кг
  • Максимальная взлётная масса: 29 937 кг
  • Масса топлива:
    • во внутренних баках: 6 559 кг
    • на внешней подвеске: 7 430 кг (до 5х 1 816 кг ПТБ)
  • Двигатели: 2 ТРДД General Electric F414-GE-400
    • Тяга максимальная: 2 6400 кгс (2 62,3 кН)
    • Тяга на форсаже: 210000 кгс (2 97,9 кН)

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 1,7+ М[5]
  • Боевой радиус: 726 км
  • Боевая дальность: 2 003 км (Без ПТБ, с 2 AIM-9)[5]
  • Перегоночная дальность: 2 850 км (с 3 ПТБ и 2 AIM-9)[5]
  • Продолжительность патрулирования: 2,25 часа
  • Практический потолок: 15 240 м
  • Нагрузка на крыло: 453 кг/м
  • Тяговооружённость: 0,93
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: 7,6 g [6]

Вооружение

  • Пушечное: 1 шестиствольная 20 мм модернизированная пушка М61А1 Вулкан уменьшенной массы, боезапас 570 патронов
  • Узлов внешней подвески: 11
  • Боевая нагрузка: 8 051 кг различного вооружения:
    • 2 ракеты «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder на концах крыльев
    • ракеты «воздух-воздух» AIM-7, AIM-120 AMRAAM
    • ракеты «воздух-поверхность»: AGM-65E Maverick, AGM-88 HARM, AGM-84H SLAM-ER, AGM-154 JSOW, AGM-62 Walleye ER/DL и Walleye-1.
    • корректируемые бомбы: 450 кг GBU-32 JDAM, 907 кг GBU-31 JDAM, GBU-12, GBU-24 и GBU-15,
    • кассетные бомбы: CBU-72 и CBU-59
    • свободнопадающие бомбы Mk.84, Mk.82LD, Mk.82HD, Mk.63, Mk.62, Mk.65, Mk.20 и Mk.83
    • напалмовые бомбы: BLU
    • ядерные бомбы: В-57(В-61) 100/500 кТ. (предполагаемая информация)
    • НАР: 70 мм LAU-58.
    • Авиационные ловушки TALD

Двигатель

Двигатель F414-GE400, построен на базе F404.Серийно производится с 1998 года, обладает функцией FADEC. КНД длиннее на 13 см, что увеличило расход воздуха на 16%, форсажная камера короче на 10см, камера сгорания на 2,5 см, диски и лопатки КНД цельнолитые, лопатки и турбины обоих ступеней так же представляют собой единое целое и изготавливаются наращиванием.

Двигатель двухконтурный, двухвальный, 3-ступенчатый компрессор низкого давления и 7-ступенчатый компрессор высокого давления, 1-ступенчатая турбина компрессора низкого давления и 1-ступенчатая турбина компрессора высокого давления. Сопло суживающееся - расширяющееся, регулируемое.

Назначенный ресурс в часах

  • КНД 4000
  • КВД 4000
  • Камера сгорания 4000
  • Турбина высокого давления 1850
  • Турбина низкого давления 4000
  • Форсажная камера 3431

На 2010 год стоимость двигателя $4 млн, обеспечивает бесфорсажный сверхзвуковой крейсерский полет самолета, на SAAB Gripen 1,2 Маха.[7]

Эксплуатация

Расчётный ресурс F/A-18E планировался на уровне 6000 часов и не более 100 посадок на палубу в год. Однако Strategy Page сообщает, что ресурс части крыла самолёта, как предполагается, составит не более 3000 часов. Несмотря на это, десятки F/A-18E уже налетали свыше 3000 часов. В рамках проводимой модернизации планируется увеличить ресурс до 10 000 часов.[8]

На вооружении

  • США
    • ВМС США — 467 Super Hornet, включая самолеты РЭБ, по состоянию на 2012 год.[9] ВМС США разместили первый контракт, по которому поставлено 210 F/A-18 Super Hornet в одах. По второму контракту поставлено 257 самолётов в одах. По третьему контракту предусмотрено поставить 124 самолёта начиная с 2013 года.
    • ВВС Австралии — 24 F/A-18F Super Hornet, по состоянию на 2012 год. В 2012 году Австралия начала переговоры с авиастроительным концерном Boeing о поставке дополнительной партии из 24 самолётов F/A-18F Super Hornet. Причиной этому стала задержка в создании истребителя F-35 Lightning II, а также откладывание Австралией его покупки.

См. также

Аналоги
  • Eurofighter Typhoon
  • Dassault Rafale
  • МиГ-35
Списки
  • Список самолётов


Примечания

  1. Lenta.ru: Оружие: ВМС США докупили 15 истребителей Super Hornet
  2. "ВМФ отмечает поставку 500 Супер Хорнета." US Navy, 20 April 2011.
  3. Ильин В.Е. «Хорнит» F-18 Палубный истребитель. – М.: Астрель, 2001, с. 96
  4. Jenkins, Dennis R. F/A-18 Hornet: A Navy Success Story. – N.Y.: McGraw-Hill. 2000 ISBN 0-07-134696-1
  5. ^ 1 2 3 The US Navy - Fact File: F/A-18 Hornet strike fighter
  6. http://www.boeing.com/defense-space/military/fa18ef/docs/EF_overview.pdf
  7. Турбовентиляторный двигатель с форсированной тягой General Electric F414
  8. Naval Air: F-18 Fleet Falling Apart
  9. Boeing завершил поставку ВМС США 257 самолетов серии Super Hornet


Ссылки

  • F/A-18E/F Super Hornet
  • F/A-18E/F Super Hornet vs Су-27К




  Военные самолёты и космические корабли McDonnell Douglas
Истребители

XP-67 · FH-1 · F2H · XF-85 · XF-88 · F3H · F-101 · F-4/F-110 · F-15 · F-15E · F-15 S/MTD · F/A-18 · CF-18/CF-188 · F/A-18E/F · YF-23

Штурмовики

AV-8B · A-12

Учебные

T-45

Военно-транспортные самолёты

C-9 · KC-10 · YC-15 · C-17

Военные вертолёты

XHJH · XH-20 · XHCH · XHRH · AH-64 · Defender

Беспилотные летательные аппараты

KDH

Экспериментальные летательные аппараты

XV-1 · X-36 · Bird of Prey

Космические корабли

Mercury · Gemini · Skylab


Источник: Русская википедия 2012

Искать все статьи, похожие на текущую (Boeing F/A-18E/F Super Hornet)
Вы можете разместить ссылку на этот материал у себя на сайте, блоге или форуме

HTML-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию (для форумов)
Прямая ссылка на публикацию


Это интересно! Yucca   МИЛЕРАН (MYLERAN)   Паскалевец   Виргогамия   ЧИНИТЬСЯ   
Универсальная энциклопедия 2012
Карта сайта
Страница создана за 0.038294 сек. Всего документов включено в базу знаний: 5150576