Бесплатный хостинг картинок 4imgs.ru |
ManusРазличие между браками с М. и браками без М., составляя характерную черту всей истории брачных отношений в Риме, появляется в очень раннюю эпоху. Брак без М., по всей вероятности, — древнейшая форма брака. Он возникает в силу простого сожительства и лишь силой давности, могущей быть прерванной по воле жены или ее отца, обращается в действительный брак с М.; до тех же пор он не дает мужу власти ни над личностью, ни над имуществом жены. Состоя в сожительстве с мужем, жена остается под властью своего отца (или его pater familias), которому до времен империи принадлежало право расторгнуть брак во всякий момент, потребовав дочь к себе в дом. Имущество жены оставалось собственностью главы ее собственной семьи, а не главы семьи мужа. Приобретение М. над женой изменяло положение дела. Власть отца переходила к мужу, и последний становился полным господином жены. Развитие и укрепление патриархальной семьи ведет к укреплению и упрочению брака с М., который до конца республики остается основной формой римского брака. Развитие свободы женщин и невыгодные имущественные последствия брака с М. для родственников жены приводят, однако, к видоизменениям этой формы брака, сближающим его с старым браком без М. Это обстоятельство и подает большинству историков римского права повод считать брак без М. более новым учреждением, чем брак с М. (см. Брак). Ограничения полномочий, входивших в состав М., совершались очень медленно. По отношению к М. mariti есть известия о родственном совете, совещание с которым было необходимо для применения права убийства жены, а также о том, что будто бы еще царскими законами запрещена была продажа жены. В остальном права мужа сохраняются почти в полном объеме, пока существует брак с М. Освобождение жены совершается лишь путем развития формы свободного брака и постановлениями о разводе (см. это слово и Женщина). Об ограничениях patria potestas см. это слово, а также Власть в обл. гражд. права, о власти над рабами — см. Рабство. Говоря о родительской власти в Риме, Гай замечает, что ни один народ, кроме азиатских галатов, не организует ее с такой строгостью, как римский. Эта точка зрения на римскую М., разделяемая и многими историками права, находит себе, однако, опровержение в известиях Цезаря о галлах ("viri in uxores, sicuti in liberos, vitae necisque habent potestatem", "De bello gall.", VI, 19), a также и в постановлениях о древнегерманском Mundium, или Munt, — понятии, совершенно аналогичном с М. и с ним однозначащим: германский Munt — также символ власти, рука. Предположение многих историков германского права, что в Германии интересы защиты подвластных преобладают, в осуществлении власти, над личными интересами главы семьи, справедливо лишь в том смысле, что в германских источниках больше выдвинута эта сторона дела, не исключенная, однако, и в Риме. В Германии, на первых порах, также существовали две формы брака — с mundium и без mundium; различие между ними исчезает под влиянием идеи христианского брака. Вообще М. есть основа не только римской, но и всякой патриархальной семьи (см.): его признаки встречаются и в славянской задруге (см. соотв. статью), и в русской крестьянской семье (см.). Литература: Ihering, "Geist des R. Rechts" II, § 32) и "Entwicklungsgeschichte des Romisch. Rechts" (Лпц., 1894); Мэн, "Древнее право" (гл. 5), "Древнейшая история учреждений" (гл. 7) и "Древний закон и обычай" (гл. 7); Fustel de Coulanges, "La cite antique" (есть русск. пер.); Rossbach, "Untersuchungen uber die Rom. Ehe" (1853); Esmein, "La manus, la paternite et le divorce dans l'ancien droit romain", в "Melanges d'histoire du droit et de critique" (П., 1886); Flach, "Les origines de l'acienne France" (I, П., 1886); Heusler, "Instit. des deutschen Privatrechts" (I, Лпц., 1885). В. H. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. | ||||||
Вы можете разместить ссылку на этот материал у себя на сайте, блоге или форуме
Похожие статьи ManusManus Manus - римское юридическое понятие власти главы семьи над ее членами и имуществом. Название, происходя от символа власти — руки, указывает и на ее характер. М. — неограниченная власть, идущая до права жизни и смерти над членами семьи, продажи их, отдачи в кабалу и т. д. и не знающая различий между подвластными: ей одинаково подчинены жена, дети, рабы и имущество — объекты, объединяемые общим понятием familia. В таком виде она является характерным определением положения римского полноправного гражданина по отношению к государству. М. резко Ad manus Ad manus Ad manus - (лат.) — к рукам; a. m. Benevolas — к благосклонным рукам, прибегать к благосклонности; a. m. fideles — ввериться; a. m. proprias — в собственные руки. Manus Guidonis Manus Guidonis Manus Guidonis - см. Гвидо. МАНУС (Manus) МАНУС (Manus) МАНУС (Manus) МАНУС (Manus) - вулканический остров в Тихом ок., единственный крупный в группе о-вов Адмиралтейства (государство Папуа - Нов. Гвинея). 1,6 тыс. км². Население ок. 35 тыс. человек. Высота до 719 м. Вечнозеленые тропические леса. Выращивание кокосовой пальмы. Главный город - Лоренгау. Manus manum lavat Manus manum lavat Manus manum lavat (лат. рука руку моет) — фразеологический оборот, употребляемый в значениях: «Рука руку моет, и обе белы живут»; «Услуга за услугу»; «tu mihi, ego tibi» («ты мне, я тебе»). Цитируется в приписываемом философу Платону диалоге «Аксиох» как изречение греческого комедиографа Эпихарма. Из римских писателей встречается у Петрония («Сатирикон», XLV), а также у Сенеки в сатирическом произведении «Отыквление» [то есть превращение в тыкву, символ глупости] божественного Клавдия, где боги решают, признать ли, согласно традиции, умершего Искать все статьи, похожие на текущую (Manus) |
Универсальная энциклопедия 2012 Карта сайта Страница создана за 0.017164 сек. Всего документов включено в базу знаний: 5150576 |