Бесплатный хостинг картинок 4imgs.ru
Универсальная энциклопедияПерейти на главную страницу сайта

загрузка...

Царскосельская железная дорога

Царскосельская железная дорога
Годы работы:

18371900

Страна:

Россия

Город управления:

Санкт-Петербург

Статус:

Включена в состав Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги

Подчинение:

государство

Протяжённость:

27 километров

Царскосе́льская желе́зная доро́га — первая[1] железная дорога общественного пользования в России (до открытия в 1840 Варшаво-Венской железной дороги — единственная в стране, 6-я в мире). Построена для обеспечения железнодорожного сообщения между Царскосельским вокзалом Санкт-Петербурга, Царским Селом и Павловском.

Указ императора Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги был обнародован 15 апреля 1836 года. Строительство началось 1 мая 1836. Открыта дорога 30 октября (11 ноября) 1837 года.

Содержание

  • 1 Строительство
  • 2 Эксплуатация
  • 3 Сведения о магистрали
  • 4 Локомотивы
  • 5 Вагоны
  • 6 Архивные источники
  • 7 Литература
  • 8 Отражение в кинематографе
  • 9 Примечания

Строительство

Строительством руководил австрийский инженер Франц Герстнер.

События, предшествовавшие строительству и предпосылки строительства описаны в статьях
Герстнер, Франц Антон и История железных дорог

По его мнению, принятая в Европе ширина колеи (1435 мм) была слишком мала для создания правильной, с его точки зрения, конструкции паровозов и вагонов. Поэтому царскосельская железная дорога строилась с шириной колеи 1829 мм (была шестифутовой). Практически вся железная дорога закупалась за границей: были приобретены рельсы, стрелочные переводы, крепления.[2]

Первоначально Царскосельская железная дорога была проложена от Санкт-Петербурга до Царского села, а позже была продлена до дачного городка Павловска, при этом общая протяженность трассы выросла до 27 километров.[2] Первая пробная поездка поезда с конной тягой между Царским селом и Павловском состоялась 27 сентября 1836 года.

3 ноября на железную дорогу был доставлен из Англии первый паровоз, а 6 ноября этот паровоз был обкатан на перегоне Царское Село — Павловск. Вагоны скорее напоминали повозки разных видов и назывались соответственно — «шарабаны», «берлины», «дилижансы». Всего к открытию дороги в Россию поступили 6 паровозов, 44 пассажирских и 19 грузовых вагонов, закупленных у Англии и Бельгии.[2] Паровозы создавались на основе использовавшихся тогда в Европе типов паровозов, но в конструкцию вносились изменения, связанные с увеличенной шириной колеи. По требованию Герстнера, паровозы должны были иметь мощность в 40 лошадиных сил и быть в состоянии везти несколько вагонов с тремястами пассажирами со скоростью 40 вёрст в час.

Прибытие паровоза на станцию ЦЖД

Торжественное открытие движения на участке Санкт-Петербург — Царское Село состоялось 30 октября (11 ноября) 1837 года. Машинистом первого поезда, который состоял из паровоза «Проворный» и восьми вагонов стал сам Герстнер. Члены Правления дороги пригласили на открытие первой в России железной дороги императора Николая I и других почётных гостей. Пассажиры заняли свои места, и в 2 часа 30 минут пополудни поезд, управляемый Ф. А. Герстнером, плавно отошёл от перрона.[2] Люди, провожавшие первый поезд, были буквально потрясены. Через 35 минут под громкие аплодисменты встречавших и крики «Ура!» первый поезд прибыл на станцию Царское село.

Поездка от Петербурга до Царского села заняла 35 минут, а обратная поездка — 27 минут; таким образом максимальная скорость достигала 64 км/ч, а средняя составила 51 км/ч. В последующие три дня в поездах от Петербурга до Царского села и обратно ездили все желающие.

Эксплуатация

Павловский музыкальный вокзал

Вначале поезда ходили на конной тяге и только по воскресеньям — на паровой. Полностью на паровую тягу дорога переведена 4 апреля 1838 года.

Движение на участке Царское СелоПавловск открыто 22 мая 1838. На вокзале в Павловске был открыт специальный концертный зал, где с большим успехом выступал Иоганн Штраус.

Паровозы, вагоны и рельсы в основном заказывались за границей, но часть вагонов для грузов, паровые машины для водоснабжения, водопроводные трубы, дорожные механизмы начали изготавливать на Александровском заводе в Петербурге.

Постоянное расписание движения для пяти пар поездов в сутки впервые было введено 15 мая 1838 года:

  • Начало движения — 9 часов.
  • Окончание движения — 22 часа.
  • Интервал между поездами — 3…4 часа.

Так как дорога была однопутной с разъездом посередине, движение было построено так: Поезда с конечных станций отправлялись одновременно, и пройдя половину пути, расходились на станции Московское шоссе, после чего продолжали маршрут. Время поездки было равно 42 минутам, средняя скорость движения — 32 км/час.[2]

К концу 60-х годов XIX века скорости движения поездов достигли в среднем 42,7 км/ч и время движения составляло 32,3 минуты. Летом 1876 года открылось движение по построенному второму пути, что значительно повысило скорость и безопасность движения поездов.

В качестве самостоятельной железной дороги Царскосельская дорога просуществовала до 2 января 1900 года, после чего она была включена в состав Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и была перешита на русскую колею (1524 мм).

Помимо двух основных путей был обустроен «Императорский путь», по которому мог перемещаться только императорский поезд между Санкт-Петербургом и Царским селом. Для августейших пассажиров был устроен специальный «Императорский павильон» в Царском селе и павильон на Введенском канале в Санкт-Петербурге, которые сохранились до нашего времени.

Только шесть паровозов удалось переделать для новой колеи. Всего же за время самостоятельного существования для Царскосельской железной дороги было поставлено 34 паровоза.

Сведения о магистрали

Оценка этой магистрали обывателями была различной. Ей присвоили название «увеселительной», считая её царской забавой или аттракционом. С другой стороны, для специалистов значение дороги для дальнейшего развития железнодорожного строительства в России было очень большим:[2]

  • Специалисты-путейщики, обучавшиеся в Корпусе инженеров путей сообщений проходили практику на действующей железной дороге, что в конечном итоге позволило сформировать коллектив строителей Николаевской железной дороги.
  • С 1841 года проводились испытания подвижного состава и велись научные разработки с целью установления коэффициента сцепления колес паровоза с рельсами, проводились сравнительные испытания паровозов нескольких зарубежных фирм, чтобы выбрать нужные модели для производства отечественных паровозов и вагонов.
  • В результате экспериментальных закупок локомотивов и прочего подвижного состава были выставлены российские требования к паровозам, вагонам и другим механизмам железной дороги.
  • Была проведена долгосрочная эксплуатация расширенной колеи, а также опыты с шириной колеи, которые показали экономическую невыгодность этого расстояния и привели к выбору нормальной ширины рельсовой колеи, сохранившейся до сих пор.

Локомотивы

Первоночально на Царскосельской железной дороге паровозы имели названия.Первые шесть паровозов назывались «Проворный»,«Стрела»,«Богатырь»(затем «Россия»),«Слон»,«Орёл» и «Лев». Их мощность была в пределах 75—120 лошадиных сил, что позволяло достигать скорости в 60 км/час. Позже паровозы начали обозначатся номерами,а затем буквенной серией и номером.
По состоянию на 1 января 1884 г. на Царскосельской жд оставалось только 12 паровозов типа 1-2-0 серий А,Б,В.После перешивки в 1902 г.колеи 1829 мм на пятифутовую колею (1524 мм)на ней продолжали работать лишь 6 паровозов типа 1-2-1 серии Т,которые были переделаны для колеи 1524 мм
Изготовители паровозов семь заводов: четыре английских (Гакворт,Стефенсон в Нью-касле,Вулкан и Хоторн)- 9 паровозов, один бельгийский (Кокериль в Серене)- 20 паровозов, один германский (Борзиг в Берлине)- 3 паровоза и один русский (Лейхтенбергский в Петербурге)- 2 паровоза.

год выпусказавод-изготовительколичествотипнаименование
1836Гакворт11-1-1...
1836Стефенсон21-1-1«Проворный» ,...
1836Кокериль11-1-1Богатырь(Россия)
1837Вулкан11-1-1...
1837Хоторн11-1-0...
1837Вулкан10-2-1...
1840Стефенсон11-1-1...
1846"11-1-1Стефенсон
1852Кокериль11-1-1...
1856Лейхтенбергский21-1-1...
1859Стефенсон11-1-1Стефенсон II (№ 1)
1861Борзиг21-2-0Борзиг (№ 2),Бенуа (№ 3)
1866"11-2-0Ренфельд (№ 4)
1868Кокериль21-2-0Клопфер (№ 5,А1),Кокериль (№ 6,А2)
1870"21-2-0Петер (№ 7,Б3),Круковской (№ 8,Б4)
1873"21-2-0№ 9(А5),№ 10(А6)
1875"21-2-0№ 11(А7),№ 12(А8)
1876"21-2-0№ 13(В9),№ 14(В10)
1877"21-2-0№ 15(В11),№ 16(В12)
1895"31-2-1Т1,Т2,Т3
1896"31-2-1Т4,Т5,Т6

Вагоны

Первые поезда состояли из вагонов четырёх классов. Самыми комфортабельными были кареты, называвшиеся «берлинами»: это были вагоны с крытыми кузовами и мягкими сиденьями для восьми человек. Вместимость вагонов остальных классов составляла 10 пассажиров. «Дилижансами» называли мягкие крытые вагоны большей вместимости; следующие классы были представлены открытыми повозками («линейками»): повозки с крышами назывались «шарабаны», без крыши — «вагоны».[2] Все вагоны были закуплены за границей и не имели отопления и освещения.

Для обслуживания и ремонта подвижного состава в Петербурге имелось депо.

Архивные источники

  • РГИА, ф. 377, оп. 1, дд. 1-368. 1836-1902 гг. Правление Общества Царскосельской железной дороги.
  • РГИА, ф. 273, оп. 11, д. 26. "О передаче Царскосельской ж. д. в ведение Московско-Виндаво-Рыбинской ж. д." 1899 г.

Литература

Отражение в кинематографе

Чокнутые

Примечания

  1. По некоторым сведениям, раньше Царскосельской, была построена железная дорога нижнетагильских заводов, длиной 3,5 км, для доставки руд с рудника на завод. Следует заметить, что первоначально железные дороги именно так и появились — они обслуживали рудники. Но это была промышленная железная дорога, а не дорога общего пользования.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Марговенко, Алексей «Дороги царей» (рус.). журнал «Урал» 2004 год, № 10. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 9 февраля 2008.
Категории:
  • Железные дороги по алфавиту
  • Появились в 1837 году
  • Исторические железные дороги России
  • Октябрьская железная дорога
загрузка...
Царскосельская железная дорога
Страница сгенерировалась за 0.020499 сек.
Карта сайта