Универсальная энциклопедияПерейти на главную страницу сайта

Масонство

Масонство
Масонство
Юрисдикции

Список масонских организаций · КОВЛЕ · ММА · CLIPSAS · ОВЛА · ВВФ · ВЛФ · ВТСЛО · ОВЛГ · ВЗЛВКГ · ВЖЛФ · ВЛР · ОВЛР · ВВНР · Орден Право человека · Верховный совет Франции · Liberté chérie‎ · Les Neuf Sœurs · Obstinée · Масонство Принц Холла · Астрея (масонская ложа) · П-2

Книги о масонстве

Вольный каменщик (книга) · История франк-масонства от возникновения его до настоящего времени · Русское масонство в царствование Екатерины II · Иероглифы вольных каменщиков. Масонство и русская литература XVIII - начала XIX века · Масонство в прошлом и настоящем (М. Морамарко)‎ · История русского масонства XX века · Русское масонство. 1731-2000 (Энциклопедический словарь) · История русского масонства XIX века · История русского масонства после Второй мировой войны · История русского масонства 1845 - 1945 · Кто боится вольных каменщиков? Феномен масонства · Мораль и догма · Масонство в его прошлом и настоящем · Русское масонство XVIII и I четверти XIX вв · Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии

[[Категория:Масоны]]

Масонские градусы · Масонский календарь · Конвент (масонский) · Боаз и Яхин · Камера размышлений · Стальной свод · Масонский храм‎ · Да будет так · Рыцарь Кадош · Яхбулон · Офицеры ложи · Фартук · Иерусалимский Храм · Лучезарная дельта · мастерок · Циркуль и наугольник · молоток · стамеска · уровень · отвес · линейка · Подмастерье · Великий Архитектор Вселенной · Масонские ландмарки · Исследовательская ложа · Масонская ложа · Великая ложа · Масонский табель · Книга Священного Закона · Великий мастер · Великий офицер · Привратник

Легендарные сюжеты
Символ вольных каменщиков.

Масо́нство (франкмасо́нство, англ. Freemasonry, фр. Franc-maçonnerie) — этическое движение, возникшее в XVIII веке в виде закрытой организации. Этика и философия масонства опираются на монотеистические религии. Название масон или франкмасон происходит от фр. franc-maçon (англ. freemason), употребляется также буквальный перевод этого названия — вольный каменщик. Основной версией происхождения масонства считается версия о происхождении от средневековых корпораций строителей-каменщиков, однако существуют теории о более древнем происхождении масонства, начало которого выводится от орденов тамплиеров.

Масонство существует в форме местных лож — обычно небольших групп численностью до 40-50 человек, объединённых территориально, существуют ложи крупнее по численности. Местные ложи учреждаются Великой Ложей, которая служит для них материнской. Как правило, в одной стране существует только одна «Великая Ложа». В США, однако, «Великая Ложа» имеется в каждом штате. Во главе Великой Ложи находится Великий Мастер, выбираемый из числа братьев (масонов). Масонство называют орденом, если говорят о нём, как об организованном сообществе людей, или братством, подразумевая или подчеркивая братский характер отношений между членами лож (масонами).

Первые масонские ложи были основаны в XVII веке в Англии, организационно масонство оформилось с возникновением первой Великой Ложи в 1717 году в Лондоне, ставшей впоследствии[1] Объединенной Великой Ложей Англии (ОВЛА) (UGLE — United Grand Lodge of England (англ.)), и считающейся материнской для всего масонства.

Содержание

  • 1 Идеология и символика
  • 2 Масонская регулярность
  • 3 Либеральное масонство
  • 4 Регулярное («непризнанное») масонство
  • 5 Как становятся масонами и масонские степени
    • 5.1 Требования к кандидатам
    • 5.2 Членство в ложе и религиозные убеждения
    • 5.3 О ритуале посвящения
    • 5.4 Масонские степени
    • 5.5 Дополнительные степени
    • 5.6 Масонская тайна
  • 6 История масонства в России
    • 6.1 Масонство в XVIII—XIX веках
    • 6.2 Масонство в начале ХХ века
    • 6.3 Масонство в современной России
  • 7 Критика масонства
  • 8 Мифы о масонстве
    • 8.1 «Всевидящее око» на банкнотах
    • 8.2 Историки масонства
    • 8.3 Масонство в кино
  • 9 Примечания
  • 10 Литература
  • 11 Ссылки

Идеология и символика

Рисунок с набором символики, используемой в Шведском уставе. Надпись на рисунке «От тьмы к свету».

Масонство позиционируется как нравственно-этическая система, выраженная в аллегориях и иллюстрируемая символами. Большинство символики заимствовано из иудаизма и христианства, в ритуалах обыгрываются легенды с библейскими персонажами. Внимание масонов обращается на необходимость нравственного самосовершенствования, а также духовного роста в рамках той религии, которую каждый из них исповедует. Философия масонства включает в себя внешние элементы как христианства, так и других религий.

Каждый масон чтит Бога, находясь в масонстве, к нему обращаются, как к «Великому Строителю (Архитектору) Вселенной», и допускается исповедание любой традиционной религии. Однако дискуссии по религиозным и политическим вопросам исключаются из масонских собраний, в масонстве нет своей теологии. Каждый масон продолжает исповедовать те религиозные воззрения, с которыми он пришёл в ложу, а его большое внимание к его религии приветствуется. Признание веры в Бога, как базиса масонства и его принципов, восходит к основателям современного спекулятивного масонства[2] в начале XVIII в и этого придерживается доминирующее большинство мирового масонства (так называемое регулярное или консервативное масонство), делается акцент на обязательном монотеизме.

Масонство не является самостоятельной религией или заменой религии, масонская философия не касается религиозных воззрений своих членов и не корректирует их.[3] Масонская нравственно-этическая система и философия опирается на веру своих членов в Бога, но имеет дело лишь с вопросами отношений людей между собой, затрагивает только вопросы этики и нравственности, не касаясь религиозных вопросов (то есть вопросов отношений человека с Богом), оставляя их на совести каждого из масонов.

Символика и терминология масонства ведёт начало от орудий труда каменщиков-строителей средневековых соборов в Европе, которые были первыми т. н. «братьями» движения. Мастерок, Циркуль и Наугольник, отвес, фартук и др. толкуются масонами в символическом смысле и используются для изложения масонской нравственно-этической системы. Общепринятым символом движения является треугольник, внутри которого изображается открытый глаз — «Лучезарная дельта», как он называется в масонстве (см. также Eye of Providence (англ.)). Само изображение глаза в треугольнике заимствовано из христианства, где этот знак является символом «Всевидящего Ока» провидения, а треугольник символизирует Троицу. Символ встречается на иконах и культовых сооружениях, в том числе православных (главный портик Казанского собора в Санкт-Петербурге, оформление Ахенского собора в городе Ахен). Ещё до христиан несколько иной символ «Всевидящего Ока» был популярен у древних египтян (Глаз Хора)[4][5].

Лучезарная Дельта напоминает масону о всепроникновении Творца, Высшего Бытия. Это главный масонский символ первого градуса, степени ученика. Стилистически, глаз часто заменяет вписанная в треугольник окружность. В либеральном масонстве Лучезарная Дельта считается знаком просвещенности или принципа сознания.

Одним из символов масонства также является акация, которая считается одним из основных символов, используемых в масонстве, и связана с так называемой Легендой о смерти мастера Хирама — тематической базой степени мастера-масона. Далее: отвес — символ стремления к совершенству, уровень — символ равенства, наугольник — символ уравновешенности и примирения неизменного стремления к совершенству с реально достижимым, символ земного, циркуль — символ умеренности и благоразумия, а также стремления к высшему и духовному, мастерок — символ укрепления братских связей, и т. д. В масонстве широко используется Библейский рассказ о строительстве Храма Соломона.

Лояльность к властям тех стран и территорий, где масонство существует, является одним из масонских принципов. Работа на пользу общества считается одной из масонских добродетелей. Для большинства масонов мира это реализуется их участием в благотворительной деятельности.

Масонская регулярность

Основная статья: Масонская регулярность

Регулярность (англ. Regularity) это комплекс критериев, конституционных норм, выражающих базовые масонские принципы[источник не указан 454 дня] и на основе которых устанавливаются отношения в масонстве (братские отношения). Практической стороной регулярности является система признаний Великих Лож (ВЛ) друг другом на взаимной основе.[источник не указан 455 дней]

Понятие регулярности использовалось в масонстве с 18-го века[источник не указан 455 дней], обозначало оно правильность повседневной масонской практики в ложах, её соответствие традициям[6]. В виде единого документа принципы регулярности[7] были опубликованы Объединенной Великой Ложей Англии (ОВЛА) в 1929 году, а позже подтверждены ею в 1938 в документе[8], публикация появилась как результат накопленного к тому времени опыта распространения масонства в мире и содержала общие стандарты масонской практики в различных ложах и системах. Другие Великие Ложи мира с незначительными вариациями приняли аналогичные принципы и стандарты регулярности. В настоящее время следование регулярности и её признание позволяют при автономии национальных Великих Лож и взаимном уважении их суверенитета быть мировому регулярному масонству в интегрированном состоянии и создают условия для сохранения масонских традиций, свидетельствуют о приверженности базовым масонским ценностям[6].

Среди стандартов регулярности:

  • Учреждение Великой Ложи другой регулярной ВЛ или тремя ложами, работающими в юрисдикции регулярных ВЛ и суверенитет Великой Ложи, осуществление её практики в трёх степенях.
  • Вера в Бога для каждого масона, как фундаментальное для масонства требование, и наличие в ложе Священной Книги (или нескольких), напр. Библия, Тора, Коран и другие в соответствии с верой присутствующих, принесение обязательств перед нею.
  • Исключение религиозных и политических вопросов из масонских собраний.
  • Допуск к членству только мужчин.
  • Приверженность древним заповедям (ландмаркам[9] масонства), традиционность организации.

С организациями, не признанными регулярными, но, тем не менее, считающими себя масонскими, отношения в регулярном масонстве исключаются, не допускается посещение регулярными масонами их собраний. Великие Ложи обычно публикуют в специальных изданиях списки масонских юрисдикций (Великих Лож, Великих Востоков), находящихся с ними в отношениях признания[10].

Вопросами признания и отношений часто занимаются специальные комиссии (систематизирующие информацию и вырабатывающие экспертные заключения относительно соответствия той или иной Великой Ложи стандартам регулярности), в США, где действуют Великие Ложи в каждом штате, а в последнее время регулярными признаются и Великие Ложи Принса Холла (создававшиеся афроамериканцами), работает общая комиссия по признанию[11], собирающаяся ежегодно.

Во многих странах (в России в том числе) действует принцип относительно того, что внутри страны или территории может быть только одна регулярная Великая Ложа, однако исторически и в настоящее время в мире есть страны, где работает более одной ВЛ на одной территории при наличии между этими ВЛ договоренности о т. н. «делении территории» или взаимного признания[12][13].

Численность членов регулярных лож в мире в целом составляет от 3 до 5 млн человек[14]. В современной России оно представлено Великой Ложей России (ВЛР). Это единственная в России организация, признанная как регулярная около ста Великими Ложами по всему миру[15][16][17].

Одним из важных моментов, принимаемым во внимание многими Великими Ложами англо-саксонского (или англо-американского) направления, при установлении отношений признания, является мнение «Комиссии по Признанию Конференции Великих Мастеров Северной Америки» (KOGMINA) [18], ежегодно публикующей коммюнике по вопросу соответствия Великих Лож этого направления стандартам признания. На Великие Ложи,не входящие в англо-саксонское направление решения «Комиссии по Признанию Конференции Великих Мастеров Северной Америки» не распространяются и юридической (масонской) силы не имеют. Великие Ложи либерального и регулярного (непризнанного) направления имеют свои формы признания, каждая в зависимости от имеющихся у неё принципов.

Либеральное масонство

Либеральное («нерегулярное») масонство — группа национальных и международных Великих Лож и Орденов, объединенных в ряд союзов, и/или взаимодействующих друг с другом на основе двусторонних договоренностей. Считают возможным исключение из списка одной (или нескольких) ландмарок конкретными ВЛ, не признают обязательность норм ОВЛА.

Временем официального рождения либерального масонства можно считать вторую половину XIX века, когда произошло несколько событий, не имевших прецедентов до этого в масонском мире:

  1. В 1877 году Великий Восток Франции отменил в своей Конституции требование о необходимости для своих членов веры в Высшее Существо и бессмертие души, посчитав это личным делом каждого.[19]
  2. В 1882 году ложа «Свободные Мыслители» посвятила женщину, Марию Дэзрэме.[20]
  3. С 1870 года появились первые посвященные женщины и в ложах устава Мемфис.[21]

Однако, разумеется, эти события произошли неслучайно, и недогматический, свободный подход к формам и правилам масонства имел свою предысторию. Несмотря на существовавшее правило о только мужском членстве, о бок «классических» лож к этому времени уже более века существовали их «младшие сестры» — ложи адаптации [21], где членство было смешанным или даже чисто женским. То же самое можно говорить и об обязательности религиозной веры — принятие в члены ложи Вольтера [22] с его антиклерикальными взглядами, показывает, насколько «обязательным» было это правило задолго до отмены его Конституцией. Таким образом, свободомыслие, отсутствие догм и толерантность к различным проявлениям человеческого Духа, провозглашенные масонством, постепенно начали оказывать влияние и на формы самого Братства, наиболее полно выразившись в традициях либеральных юрисдикций.

Среди наиболее многочисленных либеральных ВЛ мира — «Великий Восток Франции» [23] (и Великие Востоки других национальных объединений), международный смешанный орден Права Человека [24], Великая Женская Ложа Франции.[25],многочисленные Великие Ложи устава Мемфис Мицраим, а также Великие Ложи со смешанным членством.

Регулярное («непризнанное») масонство

Регулярное («непризнанное») масонство[26][27] — Великие Ложи, о которых говорят как о ложах соблюдающих все ландмарки, но не считающих необходимым следовать другим нормам и актам Объединенной Великой Ложи Англии. Отмечается, что в силу ряда причин эти Великие Ложи не получили или некогда утратили признание ОВЛА. (А также имеющие или имевшие признание со стороны некоторых Великих Лож признанных ОВЛА.) [19][28][29] Великие Ложи этого направления — Великая Ложа Франции [27], Великий Восток Италии, Великая Ложа Бельгии, Великая Ложа Италии, Великая Традиционная Символическая Ложа Опера[19]

Как становятся масонами и масонские степени

Требования к кандидатам

Основные требования к кандидатам вытекают из общих принципов движения. Кандидат подтверждает свою веру в Бога, Высшее Бытие. Кандидат должен быть зрелого возраста (в большинстве Великих Лож мира не менее 21 года), принять решение стать масоном по собственной воле, иметь хорошую репутацию, не иметь проблем с гражданским законом, то есть быть «свободным и добрых нравов».

Традиционное правило при вступлении в Орден звучит как «чтобы быть масоном, спроси об этом масона», «2 be 1 ask 1», инициатива по поводу принятия в члены ложи должна исходить от кандидата. Кандидат может обратиться в Ложу по месту жительства. Для вступления в ложу нужны рекомендации её действительных членов, так или иначе вступлению предшествует некоторый период знакомства с масонами, которые рекомендуют кандидата. В некоторых юрисдикциях требуется, чтобы кандидат просил о вступлении 3 раза, однако это становится все менее распространенным. В некоторых юрисдикциях информация о вступлении открыта для того, чтобы потенциальный кандидат знал, где найти дополнительную информацию.

Решение о его вступлении в ложу принимается закрытым голосованием. Члены, голосующие за вступление, используют белые камни (в ритуале чаще всего используются шарики); те, кто против — чёрные. Количество голосующих против, необходимое для того, чтобы отклонить заявку кандидата, устанавливается местной Великой Ложей, и в некоторых юрисдикциях равно 1 голосу.

Членство в ложе и религиозные убеждения

Религиозные убеждения кандидата являются предметом его совести. При вступлении кандидат приносит обязательство перед Священной Книгой той веры, которую он исповедует, и которая воплощает Откровение свыше его веры, это может быть Библия, Коран, Тора и др. Обычно кандидат принадлежит к одной из традиционных религий, соответственно, христианству, исламу, иудаизму, и др. (в ложах, имеющих признание, как регулярные), однако в нерегулярных ложах континентального европейского масонства требования к вере кандидата ослабляются, допускается принятие кандидатом философии деизма или Бога — «Великого Архитектора Вселенной» как абстрактного принципа, идеи-символа (как в Великой Ложе Франции), либо вообще отменяются, а в ложу могут войти атеисты и агностики (Великий Восток Франции).

О ритуале посвящения

Ритуал посвящения.

Кандидата в масоны в начале обряда заводят в Комнату Размышлений, выкрашенную в чёрный цвет, в ней могут быть предметы, напоминающие кандидату о бренности бытия, создающие обстановку, побуждающую кандидата к философским размышлениям. В ней кандидат напишет на бумаге морально-философское завещание, свои пожелания и обеты в отношении себя и других людей, своей страны, семьи и человечества в целом. Потом его попросят ещё раз подтвердить свою веру в Бога.

Перед вводом в храм, где происходит посвящение, кандидату завязывают глаза. В знак смирения кандидат «ни одет, ни раздет» (частично раздевают, а левая грудь обнажена в знак открытости сердца), у него отбираются все ценности («металлы»), ему засучивают правую штанину и снимают левый ботинок. Ему на шею надевают верёвку, символизирующую узы человеческого несовершенства. Кандидата проводят в помещение храма (зал заседания ложи), где он проходит через ритуальные испытания, слушает наставления нравственно-философского характера, участвует в небольших сценах и диалогах, цель которых наглядно преподнести нравственные наставления ритуала. В конце церемонии он приносит торжественное обязательство перед Священной Книгой той религии, которую он исповедует (обычно это Библия, на неё также кладется циркуль и наугольник). Далее кандидату снимают повязку, говоря при этом, что он теперь «прошел испытания и достоин Света», на него надевают масонский фартук, а после председательствующий на церемонии (Досточтимый Мастер) объявляет присутствующим о том, что теперь они обрели нового брата и призывает помогать ему в трудностях, будучи уверенными в том, что и он в трудную минуту поможет им. Часто церемония посвящения проводится с музыкальным сопровождением, что ещё более усиливает впечатления кандидата.

Обряд посвящения описан Л. Н. Толстым, в «Войне и мире» (эпизод с посвящением Пьера Безухова), но есть и более современные источники научного характера о масонских ритуалах[30].

Масонские степени

Сертификат (диплом) мастера-масона, подобные документы выдавались (и иногда выдаются сейчас) после возвышения члена ложи в 3-ю степень.

Основное содержание масонской нравственно-этической и философской системы содержится в трёх основных степенях или градусах, Ученика, Подмастерья, Мастера (в некоторых версиях это ученик, товарищ и мастер). Человек, вступающий в ложу, последовательно проходит эти степени, как правило, с определённым промежутком времени между присвоением каждой из них.

Базовые элементы нравственно-этической системы масонства содержатся в 1-й степени — степени Ученика, внимание посвящаемого обращается на необходимость углубленного самопознания, саморазвития и самосовершенствования, работы над собой и своими недостатками. Во 2-й степени — степени Подмастерья внимание посвящаемого обращается на окружающий мир, философию его восприятия, активность в нём, содержание степени апеллирует к разуму человека, проходящему через неё.

Наиболее важная и драматическая 3-я степень — степень Мастера посвящена тематике смерти, её основой является история о смерти Мастера Хирама — легендарного руководителя строительством Храма Соломона, убитого тремя подмастерьями, недовольными их положением среди строителей Храма. Мастер Хирам из легенды имеет прообраз в Библии, Хирама — мастера по меди (см. Третья книга Царств, гл. 7) или Хирама Абифа (см. Первый Храм), однако рассказ о его смерти имеет полностью масонское происхождение и не связан с библейским текстом.

Содержание трёх степеней может отличаться в деталях в ложах разных стран и юрисдикций (Великих Лож), ложах различных уставов[31], однако в целом деление масонства на три градуса, легендарное содержание 3-й степени являются традиционными, закрепляются стандартами регулярности и ландмарками.

Дополнительные степени

Дополнительные степени в масонстве — это структуры, членами которых являются масоны в степени мастера. Основная их роль это раскрытие и углубление содержания трёх базовых степеней, их интерпретация в том или ином направлении, содействие дальнейшему совершенствованию мастеров-масонов. Возникновение первых организаций дополнительных степеней относится к середине XVIII в.

Подвеска 18-й степени ДПШУ «Рыцарь Розы и Креста»

Наиболее известные структуры дополнительных степеней:

  • Древний и Принятый Шотландский Устав (ДПШУ), имеет степени с 4-й по 32-ю. Управляется Верховным Советом внутри каждой из своих юрисдикций, Верховный Совет состоит из обладателей 33-й степени. Происхождение степеней ДПШУ идет из Франции середины XVIII в, однако данный устав, как практическая посвятительная система из 30-ти степеней, получил развитие лишь с момента создания первого Верховного Совета в Чарльстоне, Южная Каролина, США в 1801. Первый Верховный Совет состоял из 11 человек, в числе его основателей были Джон Митчел[32] и Фредерик Дальхо[33], одним из его реформаторов во второй половине XIX был Альберт Пайк[34]. Ныне он носит название Верховный Совет ДПШУ Южной Юрисдикции США[35], непосредственно управляет структурами ДПШУ на территориях более половины штатов и является прародителем[источник не указан 385 дней] для других Верховных Советов в мире. В России дополнительные степени ДПШУ и Верховный Совет для России существуют с 1996 года[36].

Слово «шотландский» в названии не связано с его происхождением из Шотландии, и используется лишь как ссылка на легендарные древние корни устава. В некоторых юрисдикциях это слово из названия опускают во избежание путаницы.

  • Йоркский Устав (англ. York Rite). Наиболее распространен в США, имеет несколько степеней, включая степень Королевской Арки, а также несколько ассоциированных Орденов. Управляющие структуры устава носят название Капитулов. Близкой по содержанию к нему является степень Королевской Арки (англ. Holy Royal Arch), практикуемая в Англии и некоторых других странах, однако в самой Англии Королевская Арка не считается дополнительной масонской степенью, а интерпретируется, как завершение посвятительной части 3-й степени.
  • Устав Мемфиса-Мицраима. Полное название «Древний и Изначальный Устав Мемфиса и Мицраима» (ДИУММ). Устав не является распространенным среди регулярных масонов в мире (и существует на сегодня лишь в нескольких европейских странах, включая Россию (за исключением 1-3 степени)[37]). (В России, также работают по уставу ММ в 1-3 степеней.[38]). Также, существуют нерегулярные Ложи в Европе и США, практикующих степени Мемфиса-Мицраима. Устав носит выраженный спиритуалистический характер.

Членство в структурах дополнительных степеней предполагает, как правило, членство и участие в работе лож 3-х основных степеней. Дополнительные степени и их управляющие структуры (Капитулы, Верховные советы) обычно разделены с основными ложами (находящимися под контролем Великих Лож), не решают вопросы членства в Ордене (не посвящают в масоны), не присваивают степени вплоть до 3-й, и не претендуют на управление ложами, работающими в 3-х основных степенях, не могут создавать и регламентировать их деятельность. Данное разделение может нарушаться в нерегулярных ложах.

Масонская тайна

К понятию масонской тайны относятся способы посвятительной практики лож, церемонии посвящения обычно проходят за закрытыми дверями. Конфиденциальными являются традиционные способы опознания масонов друг другом, рукопожатия, специальные «священные» и «проходные» слова степеней, элементы ритуалов, связанных с посвятительной практикой лож. Представители лож избегают комментировать их, если они обсуждаются кем-то за пределами масонства[39]. При этом могут проводиться открытые мероприятия под эгидой масонских организаций, в которых принимают участие люди, не являющиеся членами лож.

К масонской тайне не относятся имена масонов[источник не указан 455 дней], фотографии руководящего («офицерского») состава Великих Лож публикуются в их официальных открытых изданиях и на интернет-сайтах[40]. В ряде случаев руководителями лож являются известные в обществе люди, в Великобритании руководителем Объединенной Великой Ложи Англии является член королевской семьи Великобритании. Из известного труда по масонскому праву:

Альберт Макей, Ландмарки масонства:

… Масонство не тайное общество. Его замыслы не только декларируются, но и преподносятся самими масонами как уважаемые; члены общества известны, а их принадлежность к масонству считается желанной честью; оно работает на результат, который можно показать, на гражданские добродетели, на улучшение характера.

— Полный текст

В некоторых странах (в России в том числе[41]) существуют этические нормы, по которым имена людей в связи с принадлежностью к ложе не называются, а их деятельность в ложе не обсуждается в открытых источниках, если они сами не выразили согласия на это.

История масонства в России

Основная статья: Масонство в России

Масонство в XVIII—XIX веках

Масонство в России появилось в середине XVIII века. В масонских легендах основателями масонства в России часто называют Петра I и его соратников Франца Лефорта и Патрика Гордона. Эта версия, однако, не имеет документального подтверждения.[42] Первое достоверное известие о начале масонства в России относится к 1731 г, когда гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса Провинциальным Великим Мастером для России.[43] Широкое распространение масонства в России, началось с основания нескольких лож генералом русской службы Джеймсом Кейтом в 1740-х годах. В документах Великой Ложи Англии указывается, что в 1740 году он был назначен провинциальным Великим Мастером для России. Первоначально большинство членов русских лож были иностранцами — офицерами на русской службе и купцами, но вскоре стало расти и число масонов русских по рождению. В 1750-х годах в Санкт-Петербурге работала ложа под руководством графа Р. И. Воронцова.[источник не указан 490 дней]

В 1772 году Провинциальным Великим Мастером стал канцлер И. П. Елагин, который реорганизовал существовавшие к тому времени в России ложи в единую систему. Кроме самого И. П. Елагина в возглавляемую им «Великую Провинциальную ложу» в Санкт-Петербурге входили такие известные в то время масоны, как граф Р. И. Воронцов (наместник-мастер), генерал-майор А. Л. Щербачев, князь И. В. Несвицкий и другие. Под управлением Елагинской Великой ложи в первой половине 70-х годов XVIII века работало 14 лож:

«Муз» (мастер И. П. Елагин), «Урании» (мастер В. И. Лукин), «Беллоны» (И. В. Несвицкий), «Астреи» (Я. Ф. Дубянский), «Марса» (Яссы, мастер П. И. Мелиссино), «Минервы» (барон Гартенберг), а также «Скромности» (Санкт-Петербург), «Клио» (Москва), «Талии» (Москва-Полоцк), «Равенства» (Москва-Петербург), «Екатерины» и «Трёх подпор» (Архангельск), «Эрато» (Петербург) и ложа под управлением Р. И. Воронцова во Владимире. Общее число членов елагинских лож едва ли составляло приблизительно 400 человек.[44]

Альтернативной Елагинской масонской системой стала так называемая Шведская или Циннендорфская система, основанная приехавшим в Россию в 1771 году бывшим гофмейстером Брауншвейгского двора П.-Б. Рейхелем. В 1772—1776 Рейхель основал ещё несколько лож: «Аполлона» (Санкт-Петербург), «Гарпократа» (Санкт-Петербург), «Аполлона» (Рига), «Изиды» (Ревель), «Горусы» (Санкт-Петербург), «Латоны» (Санкт-Петербург), «Немезиды» (Санкт-Петербург) и «Озириса» (Санкт-Петербург — Москва). В 1776 году после переговоров Елагинские и Рейхелевские ложи объединились в единую систему.[45]

16 июля 1782 года собрался Вильгельмсбадский конвент, под председательством герцога Фердинанда Брауншвейгского. На съезде присутствовали представители масонов Франции, верхней и нижней Германии, Австрии и Италии; Россия также имела представительство. На конвенте Россия, «во внимание к её обширному пространству и к большому числу лож, ревностно в ней работавших», была признана за восьмую провинцию ордена".[46].

Новый этап в развитии русского масонства связан с именем Н. И. Новикова, который вступил в масоны в 1775 году в одной из Елагинских лож. Вместе с Иоганном Шварцем Новиков развернул широкую пропаганду в Москве, куда сместился центр деятельности русского масонства. 1 августа 1822 года масонские ложи были официально закрыты высочайшим рескриптом Александра I.[47]

Масонство в начале ХХ века

Первые ложи в России, после их запрета в 1822 году вновь начинают появляться в начале XX-ого века, при Императоре Николае Втором в 1905 году, под эгидой Великого Востока Франции. Они получают весьма широкое распространение в стране на тот исторический период. В это время ложи Великого Востока Франции относятся к так называемому Либеральному масонству. Как пишет историк масонства Брачёв В., в 1910 году, от лож Великого Востока Франции, начинают учреждаться ложи, которые вскоре составили основу новой организации именуемой Великий Восток народов России[48][49].

Великий Восток народов России был создан на учредительном съезде в Москве летом 1912 года. Характерным отличием лож ВВНР от лож ВВФ являлась отмена ряда обязательных пунктов в работе масонских лож. Такими пунктами стали: упразднение степени подмастерья, упрощение ритуалов, написание политических программ вместо зодческих работ, обсуждение политических вопросов на собраниях, работа не ради Прогресса, как в ложах Великого Востока Франции, а политическая активность в Государственной Думе [19][49].Ложи Великого Востока Народов России носившие название «масонские» таковыми не признавались братьями из Великого Востока Франции и других масонских послушаний, а считались политическими кружками, что привело в будущем, когда часть бывших масонов ВВНР, после Октябрьской революции 1917 года, покинула Россию, к прохождению заново ритуала инициации.[48][49]

Руководящей структурой Великого Востока Народов России организации был Верховный Совет, во главе которого стоял Генеральный секретарь. Первым секретарем Верховного Совета Великого Востока Народов России был Н. В. Некрасов, после с 1913 по 1914 г. А. М. Колюбакин, левый кадет, далее на пост руководителя организации вернулся Н. В. Некрасов, а начиная с Конвента 1916 г. — эсер А. Ф. Керенский. После того, как А. Ф. Керенский стал во главе правительства России в июле 1917 года, пост руководителя Великого Востока Народов России перешёл управляющему делами Временного правительства меньшевику А. Я. Гальперну.

Великий Восток народов России объединял несколько десятков лож, приблизительно, из 10-15 человек каждая, ложи создавались по территориальному принципу, а также в Великом Востоке Народов России было несколько специальных лож: «Военная», «Литературная», «Думская ложа „Роза“». Общее число членов лож Великого Востока Народов России было в пределах нескольких сотен человек. Великий Восток народов России прекратил работу после революции 1917 года.

В начале XX-ого века в Россию, вслед за масонством, из Франции проникает эзотерическое христианское учение Мартинизм, тесно связанное с либеральным масонством и масонской эзотерикой. Его приносит в Россию доктор Жерар Анкосс Папюс, заинтересовав мистической стороной учения царскую семью. Он посвящает Николая Николаевича Младшего, и других членов царской семьи[50][51][52][53]. Посвящение и хартии на работу Мартинистских Лож получают многие оккультные деятели того времени, также состоящие в масонских ложах Великого Востока Франции, такие как Григорий Оттонович Мебес, Шмаков, Владимир Алексеевич, Валентин Томберг, и других. Масонские, Мартинистские и розенкрейцерские Ордена и кружки просуществовали до 1933 года, но в итоге все они были уничтожены советской властью.

Масонство в современной России

После Октябрьской революции 1917 года масонские организации были запрещены, масоны преследовались ВЧК-ГПУ-НКВД. Небольшое число русских лож работало в эмиграции, прежде всего, во Франции. В Великий Восток Франции входили русские ложи «Северная звезда» и «Свободная Россия», в союз Великой Ложи Франции входили ложи «Астрея», «А. С. Пушкин» «Северное сияние», «Гермес», «Золотое руно», «Юпитер», в союз «Человеческое право» (Le Droit Humain) — ложа «Аврора» [54]. В Берлине работала русская ложа «Великого света на Севере», в Англии — «Кружок русских масонов в Англии». Со временем, число русских масонов сокращалось, за счёт старения эмигрантов. Во время немецкой оккупации Франции во время Второй мировой войны оставшиеся русские ложи были закрыты вместе со всеми французскими ложами. Однако, в Великой Национальной Ложе Франции продолжила свои работы ложа «Астрея» № 100, и только в 1978 году эта ложа прекратила свои работы в связи с малочисленностью и невозможностью обеспечивать кворум. Второе рождение ложи «Астрея» состоялось там же в Великой Национальной Ложе Франции, но уже под № 500. Это была единственная сохранившаяся русскоязычная ложа во Франции на тот момент. 19 июня 2010-ого года, на Торжественной Ассамблее Великой Ложи Франции ложа «Астрея» № 500 вошла в состав Великой Ложи Франции и согласно правилам ей был присвоен № 1441. Таким образом сейчас во Франции работают под юрисдикцией Великой Ложи Франции две ложи, это Д. Л. «А. С. Пушкин» и «Астрея» № 1441. С начала 1990-ых годов, после 70-летнего перерыва, началось возрождение масонства в России.[55] В 1991году Великий Восток Франции и Великая Ложа Франции под своей эгидой открывают в России первые масонские ложи. А с 1992 года и Великая Национальная Ложа Франции начала открывать свои ложи. К нынешнему времени, в России есть Великая Ложа России, работающая под эгидой ОВЛА, и признаваемая ей. Она относится к регулярному масонству, наиболее распространенному в мире. Вместе с тем, в России действует также Объединённая Великая Ложа России, не признаваемая ОВЛА, но соблюдающая Ландмарки, и признаваемая Великой Ложей Франции, и ложа «Имхотеп» Международного Суверенного Святилища Устава «Мемфис-Мицраим».

Хронология создания лож в современной России

Хронология:
  • 1991 год 28 апреля в Москве была учреждена Достопочтенная Ложа «Северная Звезда» под юрисдикцией Великого Востока Франции (ВВФ).
  • 1991 г. в августе учреждается Д.'.Л.'. «Николай Новиков» под юрисдикцией Великой Ложи Франции (ВЛФ).
  • 1992 г. 14 января в Москве была учреждена Д.'. Л.'. «Гармония» под юрисдикцией Великой Национальной Ложи Франции (ВНЛФ).
  • 1992 г. учреждается Д.'.Л.'. «Свободная Россия» .(ВВФ)
  • 1992 г. учреждены Д.'.Л.'. «Сфинкс» в Санкт-Петербурге и Д.'.Л.'. «Геометрия» в Харькове (ВЛФ).
  • 1993 г. в Москве учреждена Д.'.Л.'. «Лютеция» под юрисдикцией ВЛФ.
  • 1993 г. 11 июля учреждены ложи Д.'.Л.'. «Девять Муз» и «Северные Братья» (ВВФ).
  • 1993 г. в октябре в Москве учреждена ложа Д.'.Л.'. «Лотос» (ВНЛФ).
  • 1994 г. 12 июня в Архангельске учреждена Д.'.Л.'. «Полярная Звезда» (ВВФ).
  • 1993—1995 годах были учреждаены Д.'.Л.'. «Астрея» в Санкт-Петербурге и Д.'.Л.'. «Гамаюн» в Воронеже (ВНЛФ).
  • 1995 год 24 июня Великой Национальной Ложей Франции на основе ранее созданных ею лож на территории России была учреждена и «освящена» Великая Ложа России[56][57], под юрисдикцией которой были основаны и сейчас работают 20 лож.
  • 1992—1997 годах происходили переходы братьев из лож ВВФ и ВЛФ в ВЛР, переходы сопровождались закрытием лож ВВФ и ВЛФ.
  • 1997 г. 4 ложи ВВФ были закрыты указанием ВМ ВВФ и из 4-х существующих ДЛ были созданы две — Д.'.Л.'. «Москва» и Д.'.Л.'. «Северная звезда».
  • 2001 г. Образована Русская Регулярная Великая Ложа (РРВЛ). Её основу составили масоны, покинувшие ВЛР.
  • 2006 г. Ложа Д.'.Л.'. «Северная Звезда» влилась в состав ложи Д.'.Л.'. «Москва» (ВВФ)[58],[59].[60].
  • 2008 год 11 октября [61][62][63][64] Великая Ложа Франции под своей эгидой инсталлировала Объединенную Великую Ложу России (ОВЛР)[65].Объединённой Великой Ложе России был выдан патент Великой Ложи Франции на проведение работ по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу [65].В Объединённую Великую Ложу России вошли при учреждении ложи покинувшие ВЛР в 2001 и 2007 годах.[65] На данный момент под юрисдикцией Объединённой Великой Ложи России работают 13 лож и более 200 братьев[66].
  • 2009 год 29 июля в Москве была учреждена ДЛ Имхотеп № 125 Устава Мемфис Мицраим, работающая под юрисдикцией Великой Символической Ложи Франции.[67] Это первая ложа устава Мемфис Мицраим появившаяся за всю трёхвековую историю существования масонства в России.
  • В России сейчас активно развивается ветвь женского масонства под эгидой Великой Женской Ложи Франции.На данный момент есть более десяти сестёр, посвящённых в две ложи ВЖЛФ.[65]
  • На сегодняшний день из ранее учреждённых лож сохранились: ДЛ "Николай Новиков", которая не вошла в состав ОВЛР и работает отдельно под юрисдикцией ВЛФ, ДЛ "Москва",которая продолжает работы под юрисдикцией ВВФ, ДЛ "Геометрия" и ДЛ "Сфинкс" находившиеся под юрисдикцией ВЛФ, а также ДЛ "Астрея",в 2001 году покинувшая ВЛР, сейчас работают в составе ОВЛР.[66]

Критика масонства

Отрицательное отношение к масонству высказывают отдельные представители религиозных объединений, политических партий, сторонники конспирологических теорий. Несмотря на подчеркнутое дистанцирование масонства в целом от политики и религии, критика масонства часто базируется на разоблачительных выступлениях религиозного или политического характера, либо на розыгрышах, типа розыгрыша Лео Таксиля[68].

Отношение христианских церквей и религиозных движений к масонству различное. Несмотря на присутствие и активность масонских лож в католических странах, Католическая церковь высказывает отрицательное отношение к масонству. В 1738 году Папа Римский Климент XII объявил интердикт масонству, что означало автоматическое отлучение римо-католиков от церкви в случае вступления их в масонскую ложу. Лев XIII в энциклике Humanum Genus от 20 апреля 1884 осудил масонство. В кодекс канонического права 1917 года было включено положение, что вступление в масонскую ложу означает автоматическое отлучение от церкви. В 1983 году был принят новый кодекс, в котором масонские организации не упоминаются, что создало впечатление, будто это положение было частично ослаблено католической церковью. Однако Конгрегация доктрины веры в том же 1983 году выпустила заявление о том, что членство в масонской ложе по-прежнему недопустимо для католиков.[69].

Начиная от Климента XII до Льва XIII римские папы выпустили против масонства 17 булл и энциклик,[70] в которых характеризовали его как «богоборческую секту», действующую с целью подрыва и уничтожения христианства, разложения государственного и общественного порядка.[70] В буллах, в частности, было отмечено, что масонство — секта, проповедующая учение, повторяющее грехопадение Люцифера, а «Бог» масонства («Великий Архитектор Вселенной») — сам Люцифер.[70]

В настоящее время Московский патриархат официально не выражает своей позиции по отношению к масонству. В отличие от него, РПЦЗ в 1932 году официально осудило масонство, «как учение и организацию, враждебную христианству и революционную, направленную к разрушению основ национальной государственности».[71]

Также можно указать на антимасонские высказывания большинства православных богословов и миссионеров[72][73]

Сторонники конспирологических теорий ссылаются на членство известных политиков в ложах и полагают, что через них масоны оказывали своё влияние на развитие государств и ход исторических событий. Теория масонского заговора часто используется националистическими настроенными общественными деятелями во время политических потрясений, как попытка дать им объяснение, либо использовать как аргумент против своих противников.

Мифы о масонстве

«Всевидящее око» на банкнотах

UsaHawaiiP36-1Dollar-1935A(1942) b.jpg
NicaraguaP90a-1Cordoba-1941 b.jpg
«Всевидящее Око» на реверсе 1 доллара США 1935 и 1 кордоба Никарагуа 1941
«Всевидящее Око» на 500 гривнах Украины
«Всевидящее Око» на 50 Эстонских кронах

«Всевидящее Око» изображено на денежных банкнотах нескольких стран. Несмотря на распространённые мифы, непосредственного отношения к масонству этот рисунок на банкнотах не имеет. Так на оборотной стороне купюры в 1 доллар США с 1935 года размещена Большая печать США, на которой изображена усечённая пирамида с глазом. Инициаторами изменения банкноты были Г. Уоллес и Ф. Рузвельт, её дизайнером — Эдвард М. Уикс, начальник Гравировального отдела Бюро по выпуску денежных знаков и ценных бумаг при Министерстве финансов США. Художник Николай Рерих, которому некоторые авторы ошибочно приписывают идею рисунка купюры, не имеет к этому никакого отношения.[74] «Всевидящее Око» изображено также на никарагуанской купюре (1 кордоба), где оно является элементом герба республики. На украинской банкноте номиналом 500 гривен «Всевидящее Око» является частью воспроизведённого рисунка «Пифагоров треугольник» Григория Сковороды[75] — украинского философа и поэта. Также «Всевидящее Око» было изображено на купюре достоинством 50 Эстонских крон.

Историки масонства

Масонство в кино

Примечания

  1. После объединения в 1813 году с другой Великой Ложей Древних Масонов (Ancients), возникшей в 1751 году, см. История ОВЛА, 18/XIX век (англ.)
  2. которые в свою очередь ссылаются на более древнее происхождение этого и других основных масонских принципов, см., например, Конституции Андерсона 1823 г.
  3. См. разъяснения ОВЛА, [1] (англ.) и [2] (англ.)
  4. Т. А. Шеркова. «Око Хора»: симовлика глазав додинастическом Египте. «Вестник Древней истории», № 4, 1996 г.
  5. Амулеты и символы египтян
  6. 1 2 The significance of regularity by Tomas Jackson. Проверено 11 июля 2010. (англ.), О регулярности в масонском мире. Проверено 11 июля 2010. (англ.), О регулярности и границах масонской традиции. Проверено 11 июля 2010. (англ.)
  7. См. принципы признания. Проверено 11 июля 2010. (англ.), Публикации ОВЛА в связи с принципами регулярности. Проверено 11 июля 2010. (англ.)
  8. Публикации ОВЛА в связи с принципами регулярности. Проверено 11 июля 2010. (англ.)
  9. Ландмарки — древние заповеди, свод традиционных принципов масонства, масонской ложи, «вехи», обозначающие границы масонства. Наиболее известный свод ландмарок это Ландмарки Макея. Проверено 12 июля 2010. Ландмарки находят свое отражение в конституциях современных лож, принципах регулярности.
  10. См., например, UGLE Recognised Grand Lodges. Проверено 11 июля 2010. (англ.)
  11. См. Комиссия по признанию конференции Великих Мастеров Северной Америки. Проверено 12 июля 2010. (англ.)
  12. The MW Pro Grand Master The Marquess of Northampton, Speech at November Special Meeting, London, 5-6 November 2007, UGLE. Проверено 12 июля 2010. (англ.)
  13. Комиссия по признанию конференции Великих Мастеров Северной Америки, стандарты признания. Проверено 12 июля 2010. (англ.)
  14. См. Информация о нерегулярном и непризнанном масонстве, сайт ВЛР
  15. Сергей Карпачев. Масоны. Словарь. Великое искусство каменщиков. — М.: «АСТ: Олимп», 2008. — с. 82. — ISBN 978-5-17-051409-0
  16. См. Масоны. Справка: Великая ложа России и Объединённая Великая ложа России, портал Credo.ru
  17. См. Отчет комиссии по признанию Конференции Великих Лож (Великих Мастеров) Северной Америки, 2009 год (англ.)
  18. The Commission on Information for Recognition
  19. 1 2 3 4 The politics of Grand Lodge foreign relations by W. Bro. Jack Buta
  20. fr:Maria Deraismes
  21. 1 2 fr:Femmes en franc-maçonnerie
  22. Вольтер
  23. Grand Orient de France — Liberté — Egalité — Fraternité
  24. Preambule
  25. Grande Loge Féminine de France — Site officiel — [OVH]
  26. http://www.masonicnetwork.org/blog/2009/concise-history-of-the-french-regular-freemasonry/ Французское традиционное регулярное масонство
  27. 1 2 См. http://www.freemasonrytoday.com/07/p06.php The Importance of Recognition, Freemasonry Today, by Peter Roberts (англ.)
  28. Article on United Grand Lodges of Europe in «The Plumbline»
  29. См. The Importance of Recognition, Freemasonry Today, by Peter Roberts (англ.)
  30. С. П. Карпачев, Тайны масонских орденов, М., «Яуза-пресс», 2007.
  31. Масонский устав — целостный комплекс нравственно-этических уроков и способов их выражения, как в ритуальной, так и неритуальной форме, система аллегорий, символики и легенд, которые используются в конкретной ложе для преподнесения масонской системы, принципов и философии. Уставы, как правило, состоят из последовательного ряда степеней.
  32. Brother John Mitchell, 33°, Timeline, By McDonald «Don» Burbidge, 33° (англ.)
  33. The Masonic Writings of Illinois: Frederic Dalcho, 33°, By McDonald «Don» Burbidge, 32° (англ.)
  34. См. Albert Pike and freemasonry, Orlando Scottish Rite (англ.)
  35. См. What is the Southern Jurisdiction? (англ.)
  36. См. Верховный Совет ДПШУ для России
  37. См. ДИУММ в России
  38. См. Д.'.Л.'. Имхотеп № 125, ВСЛФ Мемфис-Мицраим
  39. См. инфо на
  40. См., например, Руководство Объединенной Великой Ложи Англии (англ.), The voice of freemasonry (англ.), издание Великой Ложи столичного округа Колумбия, США.
  41. См. Кто в России тайно ходит в масонах, «Комсомольская правда», 126-т/35, 30.08.2007
  42. Сергей Карпачев. Тайны масонских орденов. — М.: «Яуза-Пресс», 2007. — с. 29. — ISBN 978-5-903339-28-0, Захаров В. Ю., Основные этапы развития масонства в России. Проверено 6 июля 2010.
  43. Захаров В. Ю., Основные этапы развития масонства в России. Проверено 6 июля 2010.
  44. В. С. Брачев. Масоны в России
  45. Сергей Карпачев. Тайны масонских орденов. — М.: «Яуза-Пресс», 2007. — с. 34. — ISBN 978-5-903339-28-0
  46. «Устав вольных каменщиков»
  47. Сергей Карпачев. Тайны масонских орденов. — М.: «Яуза-Пресс», 2007. — с. 49. — ISBN 978-5-903339-28-0
  48. 1 2 Cite web|url=http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/masony/15.php%7Ctitle=Великий Восток Народов России в 1912—1916 гг. Масоны и Департамент полиции в В. С. Брачев, Масоны в России: от Петра I до наших дней.
  49. 1 2 3 Серков А. И. История русского масонства 1845—1945. — СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 1997. — С. 115 — ISBN 5-87991-015-6
  50. ОА КГБ СССР, ф. 730, оп. 1, д. 172, л. 28
  51. Heise K. Die Entente Freimaurerei und der Weltkrieg. в Basel, 1920. в S. 107
  52. АСТМ, фонд Н. Ф. Степанова
  53. Кандауров Л. Д. Записка по истории российского масонства, 1731в1936 // ОА КГБ СССР, ф. 730, оп. 1, д. 172, л. 1в46
  54. Н. Свитков. Масонство в русской эмиграции. Париж. 1932.
  55. Либеральное масонство Liberal Russian masonry
  56. О Великой Ложе России, сайт ВЛР.
  57. С. П. Карпачев, Путеводитель по масонским тайнам (библиотека вольного каменщика), М., «Центр гуманитарного образования», 2003.
  58. Сергей Карпачев. Тайны масонских орденов. — М.: «Яуза-Пресс», 2007. — с. 148. — ISBN 978-5-903339-28-0
  59. Сергей Карпачев. Тайны масонских орденов. — М.: «Яуза-Пресс», 2007. — с. 150. — ISBN 978-5-903339-28-0
  60. Сергей Карпачев. Тайны масонских орденов. — М.: «Яуза-Пресс», 2007. — с. 149. — ISBN 978-5-903339-28-0
  61. Объединенная Великая Ложа России
  62. Объединенная Великая Ложа России
  63. Второе общероссийское масонское объединение учреждено в Санкт-Петербурге — Маранафа
  64. Типология масонских послушаний в современной России — Тексты — Библиотека — Пешер Зелота
  65. 1 2 3 4 Серков А. И. История русского масонства ХХ века. В 3 т. — СПб.: Издательство им. Н. И. Новикова, 2009. стр 442—446 с.
  66. 1 2 Объединенная Великая Ложа России
  67. Àðõèâ ñòàðîãî ñàéòà Òåóðãèÿ - Îðäåí Ìåìôèñ-Ìèöðàèì
  68. Список изданий, использующихся или ссылающихся на розыгрыш Лео Таксиля: Leo Taxil hoax bibliography, Grand Lodge of British Columbia and Yukon. Проверено 9 августа 2010. (англ.)
  69. Declaration on masonic associations. Проверено 9 августа 2010. (англ.)
  70. 1 2 3 Ю. Селевич. «Вольные каменщики: масонство в его прошлом и настоящем». «НиТ» № 4 — 2008, стр. 59
  71. Окружное Послание Собора Архиереев Русской Православной Церкви за границей «Ко всем верным чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии сущим» 15/28 августа 1932 г.
  72. Псевдорелигиозные системы мысли: деизм, пантеизм, теизм в А.И. Осипов. Путь разума в поисках истины. Проверено 9 августа 2010., За бурной кампанией вокруг «Кода да Винчи» стоят масоны, считает дьякон Андрей Кураев. Проверено 9 августа 2010.
  73. В. Ф. Иванов. Православный мир и масонство
  74. Открытое письмо в газету «Комсомольская правда». Н. К. Рерих не был дизайнером однодолларовой купюры
  75. Из описания банкноты 500 гривен на сайте НБУ (укр.) «Слева от здания размещено графическое изображение авторского рисунка Григория Сковороды к его произведениям („Пифагоров треугольник“ в который Григория Сковороды вкладывал глубокий символико-философский смысл)».

Литература

  • Барб Карг, Джон К. Янг. 100 неизвестных фактов о масонах. — М.: «Гелеос», 2008. — 224 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-8189-1425-1
  • Берберова Н. Люди и ложи. Русские масоны XX столетия
  • Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем.
  • Джейкоб М. К. Масонство // Мир Просвещения. Исторический словарь
  • Захаров В. Ю. Основные этапы развития масонства в России, его соотношение с конституционализмом // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2008. — № 6 - История.
  • А. Ф. Керенский о деятельности российского масонства
  • Кучурин В. В. Мистицизм и западноевропейский эзотеризм в религиозной жизни русского дворянства
  • Рене Генон УТЕРЯННОЕ СЛОВО И ЕГО ЗАМЕНИТЕЛИ Глава из книги «Франкмасонство и компаньонаж»
  • Сахаров В. Чаяния ветхого Адама. Человек в философии русских масонов
  • Сахаров В. Царство Астреи. Миф о Золотом веке в русской масонской литературе XVIII столетия
  • Франсиско Франко Масонство — М..: Форт-Профи, 2008. — 304 с. — ISBN 978-5-902825-11-1.
  • Domenico Vittorio Ripa Montesano, Vademecum di Loggia, Edizione Gran Loggia Phoenix degli ALAM – Roma Italia 2009 ISBN 978-88-905059-0-4
  • Серков А. И. История русского масонства 1845—1945. — СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 1997. — 480 с. ISBN 5-87991-015-6
  • Серков А. И. История русского масонства после Второй мировой войны. — СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 1999. — 445 с. ISBN 5-87991-016-4
  • Серков А. И. История русского масонства XIX века. — СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2000. — 400 с. ISBN 5-87991-017-2
  • Серков А. И. Русское масонство. 1731—2000 гг. Энциклопедический словарь. — М.: РОССПЭН, 2001. — 1224 с., илл. ISBN 5-8243-0240-5
  • Пятигорский А. М. Кто боится вольных каменщиков? Феномен масонства. / Авториз. перевод с английского К. Боголюбова. Под общ. ред. К. Кобрина. — М.: Новое литературное обозрение, 2009. — 448 с. — ISBN 978-5-86793-663-1.

Ссылки

П:
В Википедии есть портал
«Масонство»
  • Об основах масонства (англ.)
  • Pietre-Stones review of freemasonry (англ.)
  • Объединенная Великая Ложа Англии (ОВЛА) (англ.)

Категория:
  • Масонство




Масонство
Страница сгенерировалась за 0.029489 сек.
Карта сайта