загрузка...

МИЦКЕВИЧ

(Mickiewicz), Адам (24 дек. 1798 – 26 ноября 1855) – польский поэт, деятель польского освободит. движения. Учился в Виленском ун-те (1815–19). Высланный за пределы Литвы (1824–29) за участие в патриотич. организациях "филоматов" и "филоретов" и живя в Петербурге, Одессе, Москве, М. сблизился с декабристами и Пушкиным. После польского восстания 1830–31 поэт навсегда остался в эмиграции. М. является основоположником польского революц. романтизма. Его художеств. произведения "Ода к молодости" ("Oda do młodościy", 1820, опубл. 1827), "Баллады и романсы" ("Ballady i rоmanse", 1822), "Гражина" ("Grażyna", 1822, опубл. 1823), "Дзяды" ("Dziady", 1820–32, опубл. 1823–60), "Пан Тадеуш" ("Pan Tadeusz", 1834) проникнуты идеями революц. энтузиазма, осуждения неравенства. Живя за границей, М. занимался публицистич. и критич. деятельностью, в 1840–44 читал курс слав. лит-ры в Париже. В "Книгах польского народа и польского пилигримства" ("Księgi narodu polskiego i pielgrzymstwa polskiego", 1832), в публицистич. статьях и выступлениях в газ. "Pielgrzym polski" ("Польский пилигрим", 1832–33) М. высказал ряд историософских идей, носящих в осн. романтич. характер. Согласно М., история человечества – это процесс осуществления морального идеала. Последствием этого процесса является постепенное расширение свободы. Процесс историч. развития человечества проходит 3 ступени: греха (отход от этич. принципов, составляющих предназначение человечества), кары (победа неволи и антагонизм в человеч. отношениях, аморальность) и, наконец, искупление (процесс обновления из абс. неволи). Универсальный моральный идеал ведет, по М., к единству человеч. рода и приводит к солидарности всех народов, борющихся за политич. и социальную свободу. Т.о., история осуществляется при посредстве действий отд. народов. Особую роль в обновлении человечества М. отводил Польше. Эти идеи нашли выражение в прочитанных во Франции "Лекциях о славянских литературах" ("Les Slaves. Cours professé au College de France par Adam Mickiewicz et publié d'après les notes sténographiées", t. 1–5, 1849; польский перевод 1841–45), в к-рых М., в частности, резко критиковал нем. классич. философию и ее польских эпигонов. Элементы мистики и мессианизма особенно усилились в 40-х гг., когда М. подпал под влияние А. Товяньского. Наступление нового революц. подъема в Европе в 1848 вызвало крутой перелом в настроениях и деятельности М.: он организовал в Италии революц. польский легион, программа к-рого, написанная М., содержит элементы революц.-демократич. идеологии. В 1849 М. основал в Париже газ. "La Tribune des peuples" ("Трибуна народов"), в к-рой он призывал к революц. союзу народов, высказывал идеи утопич. социализма. Резкая критика совр. бурж. общества и революц. интернационализм составляли сильные стороны "Трибуны народов", характеризуя мировоззрение М. в последний период его жизни.
Соч.: Dzieła, t. 1–16, Warsz., 1955; в рус. пер. – Собр. соч., т. 1–5, M., 1948–1954; в кн.: Избр. произв. прогрессивных польских мыслителей, т. 2, M., 1956, с. 251–404.
Лит.: История Польши, т. 1–2, M., 1954–55 (см. им. указ.), Живов Μ., Α. Μ., Μ., 1956; А. М. в рус. печати. Библиографич материалы, M.–Л., 1957; Kridl Μ., Mickiewicz i Lamennais, Warsz., 1909; Pigoń St., Zepoki Mickiewicza, Lw., 1922; Żołkiewski S., Spór o Mickiewicza, Wr., 1952; Drobner B., Mickiewicz jako socjalista, Kr., 1959; Adam Mickiewicz Zarys bibliograficzny, Warsz., 1957; Semkowicz Α., Bibliografia utworów A. Mickiewicza do roku 1855, Warsz., 1958
А. Сикора. ПНР.

Источник: Философский энциклопедический словарь, 2010.

Искать все статьи, похожие на текущую (МИЦКЕВИЧ)
Вы можете разместить ссылку на этот материал у себя на сайте, блоге или форуме

HTML-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию (для форумов)
Прямая ссылка на публикацию


Это интересно! Борразополис   Кенни Джи   Майконг   Виктор Астафьев   Чиколев, Владимир Николаевич   
Универсальная энциклопедия 2012
Карта сайта
Страница создана за 0.03829 сек. Всего документов включено в базу знаний: 5150576