| ДевораЗапрос «Деворра» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Пророчица Девора. Иллюстрация Гюстава Доре Девора (Дебора, Деворра, ивр. , Двора, букв. «пчела»), жена Лапидофова (Лапидота) — героиня библейской книги Судей, четвёртая по счёту судья Израилева и пророчица эпохи Судей (XII—XI в. до н. э.).[1] Стала вдохновительницей и руководительницей войны против ханаанейского царя Явина, правившего в Хацоре (ок. 1200—1125 гг. до н. э.). Память — в неделю праотец. Содержание- 1 Борьба за независимость
- 2 Песнь Деворы
- 3 Образ Деворы
- 4 Культурное влияние
- 5 Примечания
- 6 Литература
- 7 Ссылки
|
Борьба за независимостьСогласно Библии, Девора была женщиной, вдохновлённой Богом: «жила под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем (Бет-Элем), на горе Ефремовой; и приходили к ней сыны Израилевы на суд» (Суд.4:5). Девора жила в смутную эпоху Судей: евреи сравнительно недавно завоевали Землю Израильскую (которая перед тем называлась Ханаан) под предводительством Иисуса Навина (Йегошуа Бин-Нуна), и со всех сторон на них нападали соседи, стремясь уничтожить народ, совсем недавно вышедший из египетского рабства. Ханаанейский царь Явин, правивший в то время в Хацоре, угрожал коленам Израиля, жившим на севере. Его полководец Сисера (Сисра) прославился своей силой. Слыша мольбы своего народа, Девора не могла оставаться равнодушной, но, сознавая, что ей, как женщине, неудобно стать во главе войска, она искала человека, которому она могла бы доверить дело спасения родного народа. Выбор её пал на Варака (Барака), сына Авиноама, жившего в Кедеше Нафтали; ему она и послала приказ от имени Бога собрать мужчин из колен Нафтали и Зевулуна и двинуться с ними к горе Фавор (Тавор). Однако Варак испугался той миссии, которую она возложила на него, и ответил, что согласен стать во главе народного ополчения лишь в том случае, если Девора сама примет участие в этой войне, даже если слава победы над врагом будет принадлежать не ему, мужчине, а женщине Деворе. Тогда к горе Фавор явилась и Девора, по-видимому, во главе колен Ефрема (Эфраима), Вениамина (Биньямина), Иссахара и Манассии (Менашше). Колено Реувена не трогалось с места, хотя и было извещено о всеобщем восстании; не откликнулись, по-видимому, также и колена Дан и Ашер, а про колена Иуды (Иехуды) и Симеона (Шим`она) даже не упоминается. Насчет последних двух колен это может объясняться тем что в то время их наделы были отделены от остальных полосой вражеской территории — и соответственно помощи от них не ждали изначально. У потока Кишон израильское ополчение встретилось с войском финикийского полководца Сисеры. Объединённые великой идеей народного освобождения и ободрённые счастливыми предсказаниями Деворы и её личным присутствием на поле брани, израильтяне близ Мегиддо наголову разгромили Сисеру, которому не помогли даже его многочисленные колесницы. Сам Сисера погиб во время бегства с поля брани от руки Иаили (Яэль) — женщины из кенитского племени, которое издавна было дружно с израильтянами. Песнь ДеворыПредполагаемая гробница Деворы В память этой блестящей победы Дебора и Барак сложили благодарственный гимн Богу, известный под названием «Песнь Деворы» (Суд.5). Датировки этого фрагмента разнятся от VIII веком до н. э.[источник не указан 405 дней] до около 1200 года до н. э. Этот текст считается древнейшим сохранившимся образцом древнееврейской поэзии, равно как и одним из древнейших по происхождению мест в Библии.[2][3] Образ ДеворыКак в повествовании об исторических событиях, так и в Песне Деворы она предстает как народная предводительница, «судья Израиля» (Суд.4:4) и «мать в Израиле» (Суд.5:7). О дальнейшей её судьбе ничего не известно. Неизвестно, где и когда она умерла и продолжала ли она и после этой битвы судить народ и руководить им своими пророчествами. Известно только, что её победа на 40 лет принесла спокойствие народу Израиля (Суд.5:31). Культурное влияниеИстория Деворы вдохновляла художников и поэтов средневековья. Но и позднее многие композиторы, воодушевленные музыкальностью и поэтичностью «Песни Деворы», посвящали её героине свои произведения. Самое известное из них — оратория Генделя «Дебора» (англ. Deborah). В честь Деворы в физике названо число Деборы. В честь Деворы назван астероид (541) Дебора (англ.)русск., открытый в 1904 году. Примечания- Мешков З. Шофтим (ивритский текст с русским переводом и комментарием) = / Пер. и ред. З. Мешкова. — Иерусалим—Киев: Бней Давид, 2006. — 306 с. — (Первые пророки).
- Деборы песнь // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1906—1913.
- Девора — Энциклопедия мифологии
Литература- Еврейская энциклопедия, Изд. О-ва для Научных Еврейских Изд. и Брокгаузъ-Ефронъ. Спб.: 1906—1913; репринт: М.: Терра, 1991. ISBN 5-85255-057-4.
- Краткая еврейская энциклопедия, Изд. О-ва по исследованию еврейских общин. Иерусалим: 1976—2005.
Ссылки- Дебора — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- «… И предал их Господь в руки Явина»
- Лекция З. Дашевского
| - Проставить шаблон-карточку, который существует для предмета статьи. Пример использования шаблона есть в статьях на похожую тематику.
| |
Эпоха Судей |
---|
Этапы Эпохи Судей |
---|
Завоевание Иерихона • Наложница в Гиве • История Руфь |
| Судьи Израиля |
---|
Иисус Навин (Иехошуа Бин-Нун) | Гофониил, сын Кеназа (Отниэль бен Кназ) | Аод, сын Геры (Эхуд бен Гера) | Самегар, сын Анафов (Шамгар бен Анат) | Девора (Двора) | Гедеон (Гид'он) | Авимелех, сын Гедеона (Авимелех бен Гид'он) |
Фола, сын Фуи (Тол'а бен Пуа) | Иаир из Галаада (Яир ха-Гиль'ади) | Иеффай (Ифтах) | Есевон (Ивцан) | Елон Завулонянин (Эйлон ха-Звулуни) | Авдон, сын Гиллела (Авдон бен Гилель) | Самсон (Шимшон) | Илий (Эли ха-Кохен) | Самуил (Шмуэль) |
|
| Другие герои Эпохи Судей |
---|
В Израиле: | Варак (Барак) | Иаиль (Яэль) | Иофам, сын Гидеона (Йотам бен Гид'он) | Ноеминь (Наоми) | Руфь (Рут) | Вооз (Боаз) | Анна (Хана) | У других народов: | Раав (Рахав) | Еглон, царь Моавитский (Эглон, царь Моава) | Иавин Асорский (Явин, царь Хацора) | Сисара (Сисра) | Далила (Длила) | |
|
|
Библейские пророки |
---|
Пророки в Пятикнижии |
---|
Ной Ноах | Евер Эвер | Валаам Биль'ам | Иов Иов | | Авраам Авраам | Сарра Сара | Исаак Ицхак | Иаков Яаков | | Моисей Моше | Аарон Аарон | Мириам Мирьям | Иисус Навин Иехошуа бин Нун | Финеес Пинхас |
|
| Пророки в Эпоху Судей и объединённого царства |
---|
Девора Двора | Илий Эли | Анна Ханна | Самуил Шмуэль | | Давид Давид | Соломон Шломо | | Гад Гад | Нафан Натан | Ахия Силомлянин Ахия ха-Шилони |
|
| Письменные пророки |
---|
Великие пророки: | Иезекииль Иехезкель | Иеремия Йирмияху | Исаия Йишаяху | Даниил Даниэль | | Малые пророки: | Аввакум Хаввакук | Авдий Овадья | Аггей Хаггай | Амос Амос | Захария Зехарья | Иоиль Йоэль | Иона Иона | Малахия Малахи | Михей Михa | Наум Наxум | Осия Хошеа | Софония Цфанья |
|
| Другие пророки Израиля и Иудеи |
---|
Самей Шемайа | Илия Элияху | Елисей Элиша | Олдама Хульда |
|
|
Категории: - Материалы Еврейской энциклопедии
- Библия:Судьи
- Пророки Ветхого Завета
- Женщины Ветхого Завета
- Пророчицы
- Книга Судей Израилевых
- Иудаистическая мифология
Источник: Русская википедия 2012
Вы можете разместить ссылку на этот материал у себя на сайте, блоге или форуме
HTML-cсылка на публикацию | | BB-cсылка на публикацию (для форумов) | | Прямая ссылка на публикацию | |
Похожие статьи Девора (пчела) - имена двух женщин: а) (Быт.24:59 ) - кормилица Ревекки, сопровождавшая ее в Ханаанскую землю, когда она оставила дом брата своего Лавана в Месопотамии для вступления в замужество за Исаака. В кн. (Быт.35:8 ) говорится, что по смерти своей она была погребена под дубом близ Вефиля, названным дубом плача. Из сего можем заключить, что означенная служанка пользовалась особенною любовью в семействе патриарха, в котором потеря ее глубоко чувствовалась. Обычай погребения под деревьями был весьма распространен у Евреев (1Цар.31:13 , 4Цар.21:18 ). б) (Суд.4:5 ) -
Девора Девора Запрос «Деворра» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Дебора (имя). Пророчица Девора. Иллюстрация Гюстава Доре Девора (Дебора, Деворра, ивр. , Двора, букв. «пчела»), жена Лапидофова (Лапидота) — героиня библейской книги Судей, четвёртая по счёту судья Израилева и пророчица эпохи Судей (XII—XI в. до н. э.).[1] Стала вдохновительницей и руководительницей войны против ханаанейского царя Явина, правившего в Хацоре (ок. 1200—1125 гг. до н. э.). Память — в неделю праотец. Содержание 1 Борьба за
Девора Девора Запрос «Деворра» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Дебора (имя). Пророчица Девора. Иллюстрация Гюстава Доре Девора (Дебора, Деворра, ивр. , Двора, букв. «пчела»), жена Лапидофова (Лапидота) — героиня библейской книги Судей, четвёртая по счёту судья Израилева и пророчица эпохи Судей (XII—XI в. до н. э.).[1] Стала вдохновительницей и руководительницей войны против ханаанейского царя Явина, правившего в Хацоре (ок. 1200—1125 гг. до н. э.). Память — в неделю праотец. Содержание 1 Борьба за
Девора Девора Запрос «Деворра» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Дебора (имя). Пророчица Девора. Иллюстрация Гюстава Доре Девора (Дебора, Деворра, ивр. , Двора, букв. «пчела»), жена Лапидофова (Лапидота) — героиня библейской книги Судей, четвёртая по счёту судья Израилева и пророчица эпохи Судей (XII—XI в. до н. э.).[1] Стала вдохновительницей и руководительницей войны против ханаанейского царя Явина, правившего в Хацоре (ок. 1200—1125 гг. до н. э.). Память — в неделю праотец. Содержание 1 Борьба за
Девора Девора Запрос «Деворра» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Дебора (имя). Пророчица Девора. Иллюстрация Гюстава Доре Девора (Дебора, Деворра, ивр. , Двора, букв. «пчела»), жена Лапидофова (Лапидота) — героиня библейской книги Судей, четвёртая по счёту судья Израилева и пророчица эпохи Судей (XII—XI в. до н. э.).[1] Стала вдохновительницей и руководительницей войны против ханаанейского царя Явина, правившего в Хацоре (ок. 1200—1125 гг. до н. э.). Память — в неделю праотец. Содержание 1 Борьба за
Искать все статьи, похожие на текущую (Девора) |
|