Ёрш (канонерская лодка)Ёрш (канонерская лодка)
Канонерская лодка «Ёрш» — мореходная канонерская лодка Российского императорского флота. Прототип восьми канлодок типа «Дождь»
ИсторияПроект и постройкаДеревянная винтовая канонерская лодка «Ёрш» была задумана как один из элементов комплекса средств береговой обороны Балтийского флота в сочетании с башенными броненосными лодками, башенными фрегатами типа «Адмирал Спиридов» и фортами Кронштадта. В мирное время предусматривалось использование лодки для нужд портового хозяйства и гидрографии. Проектное задание составила авторитетная комиссия под председательством контр-адмирала С. С. Лесовского. За образец была принята английская канонерская лодка «Скэрдж», однако в отличие от прототипа, имевшего целиком железный корпус, комиссия избрала смешанную систему с толстой деревянной наружной обшивкой, которая считалась более надежной защитой от повреждений при плавании на каменистом мелководье. Водоизмещение было увеличено для установки более мощной 280-мм пушки, осадка ограничена 1,83 м. Исходя из заданной скорости не менее 8 узлов, суммарная мощность двух машин была установлена в 240 л. с. По финансовым соображениям комиссия остановилась на машинах английского завода Пенна. 8 октября 1874 года русский военно-морской агент в Англии контр-адмирал И. Ф. Лихачев разместил на заводе Пенна заказ с условием сокращения срока изготовления до шести месяцев. Наблюдающим за изготовлением механизмов был назначен инженер-механик штабс-капитан Ф. Е. Титов. Строительство корпуса было начато 3 декабря 1873 года в деревянном эллинге Нового адмиралтейства. Строителем 15 сентября 1873 года был назначен корабельный инженер подпоручик В. Ф. Пушкарев, помощниками — прапорщик Е. А. Векшинский и подпоручик П. Л. Дубровский. Корпус имел малую килеватость, был почти плоскодонным (коэффициент полноты мидель-шпангоута 0,8, коэффициент общей полноты — 0,58, отношение длины к ширине — 3,4). Вооружена нарезным 280/21 орудием обр. 1877 года, изготовленным на Обуховском сталелитейном заводе. Орудие устанавливалось на станок системы Попова (на переднем штыре). Для установки орудия использовалась опускавшаяся в трюм платформа, на которой крепился станок (суммарная масса около 40 т). Платформа перемещалась по направляющим, закрепленным на боковых стенках колодца, за счет вращения четырех вертикальных подъемных винтов с червячными колесами. В качестве привода перемещения орудия использовали шпиль новейшего образца с двумя самостоятельно действующими на одном валу барабанами (верхний для возвращения орудия после отката, нижний для поворота по горизонту). Железные детали корпуса (набор, обшивка палубы бака, четыре водонепроницаемые переборки, колодец для орудия, стены крюйт-камер, бомбовые погреба и отделения для подачи картузов) изготавливались из листового и полосного железа толщиной 9,5-11,1 мм. Наружная обшивка была изготовлена из лиственницы толщиной 76 мм, бархоут — из дуба толщиной 114 мм, верхяяя палуба из 76-мм сосновых досок, скуловые кили — из дуба (высота 280, ширина 229/280 мм). 23 марта 1874 года состоялась официальная закладка. В конце апреля был готов корпус. Спуск откладывался из-за задержек с поставкой машин и забортной арматуры заводом Пенна, а также рулевого устройства, якорей и цистерн Ижорским заводом. В июне-июле четырьмя партиями на пароходах «Двина», «Диана», «Стрельна» и «Одесса» были доставлены детали механизмов и орудийной платформы. Спуск на воду состоялся 5 августа 1874 г. ИспытанияШвартовные испытания проводились 31 августа 1874 года. Осадка корабля с большей частью оборудования достигала носом 1,1, кормой 1,74 м. 28 сентября канлодка совершила пробное плавание до Кронштадта и обратно со скоростью не выше 5 узлов. 17 октября пра ветре до девяти и волнении семь баллов корабль выходил за Толбухин маяк. 19 октября при спокойном море так и не удалось достичь полной проектной скорости, несмотря на использование отборного ньюкастльского угля и усилия лучших кочегаров Балтийского флота с корвета «Боярин» и клипера «Изумруд». После опытных стрельб в условиях качки баковый железный покатый настил укрепили добавочными пиллерсами, а чугунные клюзы заменили на более компактные полукипы. По результатам испытаний было предложено заострить носовые обводы и перенести колодец с орудием ближе к миделю, увеличить паропроизводительность котлов и мощность машин. Для улучшения ходкости командир лодки капитан-лейтенант А. О. Балк предложил увеличить длину корпуса на 4,5 м, компенсировав увеличение водоизмещения уменьшением количества или площади сечения деталей железного набора. В 1874-1876 году канлодка претерпела дальнейшие изменения: установлены дополнительные кингстоны для насосов Даунтона, увеличен вылет шлюпбалок, решетчатый люк над орудийным колодцем заменен съемной дощатой палубой. Для устранения вредного влияния перебоев в работе винтов в результате их обнажения при килевой качке предусматривалась установка регуляторов частоты вращения. Служба на флотеВ 1892 году переклассифицирована в канонерскую лодку береговой обороны. Участвовала в учебных плаваниях на Балтике. Исключена из списков флота в 1907 году Известные люди, служившие на корабле
Ссылки
Источник: Русская Википедия, 2010 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вы можете разместить ссылку на этот материал у себя на сайте, блоге или форуме
Похожие статьи Канонерская лодкаКанонерская лодка Канонерская лодка Канонерская лодка (канлодка) — боевой корабль с мощным артиллерийским вооружением, предназначенный для боевых действий на реках, озёрах и в прибрежных морских районах, охраны гаваней. Водоизмещение: речные канонерские лодки — до 1,5 тыс. тонн; мореходные канонерские лодки — до 3 тыс. тонн. Скорость: 3—15 узлов . Вооружение: 1—4 орудия ГК (203—356 мм) или до 10 орудий СК (76—170), автоматические зенитные пушки и пулеметы. Исторически в эпоху парусного флота канонерскими лодками называли крупные шлюпки или небольшие КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА (франц. canonniere) - артиллерийский корабль, предназначенный для ведения боевых действий в прибрежных районах морей, на реках и озерах. КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА не глубоко сидящее в воде военное судно, вооруженное несколькими орудиями. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф., 1907. КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА от слова канонер. Небольшое судно, вооруженное пушками большего калибра. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д., 1865. КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА судно, приспособленное для канонады; не глубоко сидит в воде, вооружена несколькими большими пушками. Полный словарь иностранных слов, вошедших в Канонерская лодка Канонерская лодка Канонерская лодка (франц. canonniere, от canon — пушка) боевой артиллерийский корабль, предназначенный для ведения боевых действий в прибрежных районах моря, на мелководье и на реках. К. л. подразделяются на морские и речные. К. л. бывают специальной постройки, но в военное время их число обычно увеличивается за счёт переоборудования мелкосидящих судов торгового, промыслового и технического флота. К. л. используются для нанесения артиллерийских ударов по береговым объектам, живой силе и боевой технике противника, уничтожения Канонерская лодка Канонерская лодка Английская канонерская лодка в устье Евфрата, 1915 У этого термина существуют и другие значения, см. Канонерка (значения). Канонерская лодка, канонерка, канлодка (от нем. Kanonenboot) — класс небольших боевых кораблей с артиллерийским вооружением, предназначенных для боевых действий на реках, озёрах и в прибрежных морских районах, охраны гаваней. Водоизмещение: речные канонерские лодки — до 1 500 тонн; мореходные канонерские лодки — до 3 000 тонн. Скорость хода: 3 — 15 узлов. Вооружение: 1 — 4 орудия главного калибра (ГК) (203 — 356 мм) или до Искать все статьи, похожие на текущую (Ёрш (канонерская лодка)) |
Универсальная энциклопедия 2012 Карта сайта Страница создана за 0.044902 сек. Всего документов включено в базу знаний: 5150576 |