загрузка...

Завет в Библии

Завет (berith) - одно из центральных понятий еврейской библии (Ветхого завета). С помощью этого понятия описываются взаимоотношения между Богом и избранным народом или избранными людьми: Ноем, Авраамом, сынами Израиля при исходе из Египта.

Библия
    Портал Библия

ХристианствоИудаизм

Состав Библии

Танах (Тора • Пророки • Писания)
Ветхий Завет • Новый Завет
Масора • Апокрифы
Второканонические книги
Самаритянское Пятикнижие

Переводы Библии

Септуагинта • Вульгата
Таргум • Пешитта
Церковнославянский перевод
Синодальный перевод
Библия короля Якова
Старолатинский перевод
Библия Лютера

Библеистика

Библейская хронология
Кумранские рукописи
Рукописи Библии
Каирская гениза
Библейская археология
Исагогика
Библейская критика

Интерпретации

Герменевтика • Экзегетика
Пешер • Мидраш • Пардес
Аллегоризм • Буквализм

Эсхатология

Мессия • Вечная жизнь
Второе пришествие • Антихрист
Страшный суд • Армагеддон

Библейские персонажи

Адам • Ной
Авраам • Исаак • Иаков
Моисей
Давид • Соломон
Исаия • Иезекииль
Дева Мария • Иисус Христос
Апостол Пётр • Апостол Павел

Библейские сюжеты

Сотворение мира • Грехопадение
Всемирный потоп
Вавилонская башня
Содом и Гоморра
Жертвоприношение Исаака
Исход • Золотой телец
Рождество Христово • Преображение • Воскресение

п·о·р

В современной науке принято считать, что библейская традиция развивает до-израильские представления ближневосточных религиозных культов о союзе-завете, [1]

Содержание

  • 1 Возобновление завета
  • 2 Новый завет в Иер 31. 31-34
  • 3 Период Второго храма
  • 4 Литература
  • 5 Примечания

Возобновление завета

Параллельно теме заключения союза-завета Библии возникает тема необходимости обновления, или возобновления Завета. Избранный народ не соответствует требованиям завета и поэтому обновление необходимо. Возобновляются обязательства исполнять установления синайского завета, в частности исполнение в должной чистоте ритуалов – либо оскверненных элементами чуждого служения, либо просто забытых: пасха, жертвоприношения.

  • Иисус Навин 24:19-26

Иисус сказал народу: не возможете служить Господу, ибо Он Бог святый, Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и грехов ваших. Если вы оставите Господа и будете служить чужим богам, то Он наведет на вас зло и истребит вас, после того как благотворил вам. И сказал народ Иисусу: нет, мы Господу будем служить. Иисус сказал народу: вы свидетели о себе, что вы избрали себе Господа – служить Ему Они отвечали: свидетели. Итак отвергните чужих богов, которые у вас, и обратите сердце свое к Господу Богу Израилеву. Народ сказал Иисусу: Господу Богу нашему будем служить и гласа Его будем слушать. И заключил Иисус с народом завет (berith) в тот день и дал ему постановления и закон (hoq) в Сихеме. И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия (sefer torath elohim)….

Израильтяне вернулись к служению чужим богам, и таким образом изменили основному условию синайского завета, поэтому необходимо обновление. Связь с синайским заветом подчёркивается отсылкой к формуле « Господу Богу нашему будем служить и гласа Его будем слушать» (Ср. Исх 24.7).

  • 4 Царств 23:1-3, 21-23

1 И послал царь, и собрали к нему всех старейшин Иуды и Иерусалима. И пошел царь в дом Господень, и все Иудеи, и все жители Иерусалима с ним, и священники, и пророки, и весь народ, от малого до большого, и прочел вслух их все слова книги завета (sefer ha-berith), найденной в доме Господнем. Потом стал царь на возвышенное место и заключил пред лицем Господним завет – последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его и уставы Его от всего сердца и от всей души, чтобы выполнить слова завета сего, написанные в книге сей. И весь народ вступил в завет (wa-yaamod kol ha-am ba-berith).... 21 И повелел царь всему народу, сказав: «совершите пасху Господу Богу вашему, как написано в сей книге завета », -- потому что не была совершена такая пасха от дней судей, которые судили Израиля, и во все дни царей Израильских и царей Иудейских; а в восемнадцатый год царя Иосии была совершена сия пасха (naase ha-pesah ha-ze) Господу в Иерусалиме.

При царе Иосии (ок. 622 г. до н.э.) в святилище была найдена книга завета. Чтение приводит народ к покаянию, происходит централизация культа в Иерусалиме, возобновляется празднование Пасхи в память исхода из Египта.

  • 2 Паралипоменон 15. 8-15:

Когда услышал Аса слова сии и пророчество, [сына] Одеда пророка, то ободрился и изверг мерзости [языческие] из всей земли Иудиной и Вениаминовой и из городов, которые он взял на горе Ефремовой, и обновил жертвенник Господень, который пред притвором Господним. И собрал всего Иуду и Вениамина и живущих с ними переселенцев....И собрались в Иерусалим в третий месяц, в пятнадцатый год царствования Асы; и принесли в день тот жертву Господу из добычи, которую привели, из крупного скота семьсот и из мелкого семь тысяч; и вступили в завет (wa-yavou ba-berith), чтобы взыскать Господа Бога отцов своих от всего сердца своего и от всей души своей; ....И клялись Господу громогласно и с восклицанием и при [звуке] труб и рогов. И радовались все Иудеи сей клятве, потому что от всего сердца своего клялись и со всем усердием взыскали Его, и Он дал им найти Себя. И дал им Господь покой со всех сторон.

Аса, царь Иудеи, праправнук Давида возобновляет завет, так как израильтяне изменили синайскому завету и стали служить идолам. Происходит очищение оскверненного жертвенника. Связь с синайским заветом подчеркивается употреблением формул из книги Второзакония: «от всего сердца своего и от всей души своей.... и со всем усердием» (ср. Втор 6. 5).

Новый завет в Иер 31. 31-34

Основная статья: Новый Завет в богословии

Пророчество Иеремии (31. 31-34), относящееся к началу 6-го века до н.э.[2], является единственным ветхозаветным свидетельством употребления словосочетания «новый завет»:

31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу (we-kharatti) с домом Израиля и с домом Иуды новый завет (berith hadashah LXX: diaqh/khn kainh/n), 32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. 33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой (torati) во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. 34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.


Период Второго храма

В послепленны период произошла некоторая реинтерпретация идей обновлённого завета и нового завета. Обновление завета необходимо в силу прегрешений народа. Но мученичество братьев-праведников оказывается своего рода искупительной жертвой и приводит к прощению грехов народа (замещает храмовое жертвоприношение, которое невозможно из-за осквернения храма завоевателями). Личные награда и воздаяние переносится на посмертное существование. Воздаяние народу в целом выражено в победе Израиля над врагами.

2 Макк. 7. 36-38, 8. 5:

«Братья наши, претерпев ныне краткое мучение, по завету Божию получили жизнь вечную, а ты по суду Божию понесешь праведное наказание за превозношение. Я же, как и братья мои, предаю душу и тело за отеческие законы, призывая Бога, чтобы Он скоро умилостивился над народом, и чтобы ты с муками и карами исповедал, что Он един есть Бог, и чтобы на мне и на братьях моих окончился гнев Всевышнего, праведно постигший весь род наш».... Окружив себя множеством, Маккавей сделался непобедимым для язычников, когда гнев Господа переложился на милость.

В Дамасском документе, кумранском тексте, датируемом второй половиной 2-го века до н.э., представление о новом завете основано на совершенно новой интерпретации синайского завета, так как общине удалось «раскопать доселе скрытые смыслы Торы». Община нового завета порывает с иерусалимским культом и с остальным Израилем. Прежнее понимание Торы (правильное для прежнего времени) утратило силу. Заповедь о любви к ближнему (Лев 19:18) также действует только в отношении членов общины.

CD-A 5. 21 - 6. 21:15

И земля опустела, ибо говорили непокорно против заповедей Бога, дарованных через Моисея и также через помазанников святости и пророчествовали ложь, чтобы отвратить Израиль от Бога. Но вспомнил Бог Завет изначальный (berith rishonim) и поставил из Аарона разумных и из Израиля мудрых, и возвестил им, чтобы выкопали колодец. «Колодец, который копали князья, вырыли его благородные народа посохом» есть Тора ….И все, кто приведены в Завет (asher huv'u ba-berith), не должны входить в святилище, чтобы зажигать огонь жертвенника напрасно….Ведь они должны следить за тем, чтобы действовать согласно интерпретации Торы для поры нечестия – отделиться от сынов погибели….в соответствии с тем, что им открылось, согласно заповеди, данной вступившим в Новый Завет (ke-mitzwath bae ha-berith ha-hadasha) в стране Дамаска, чтобы….любить каждому брата своего как самого себя…[3]

В другом кумранском тексте, Пешер Хаввакук (1QpHab 2), новый завет характеризуется реинтерпретацией не Пятикнижия, а пророческого текста, но в целом для Кумрана характерно такое изменение смыслов.

Литература

Сергей Рузер Концепция «нового завета» в иудаизме периода Второго храма и в первоначальном христианстве

Примечания

  1. Литература на эту тему обширна. См., например, Hillers D. Covenant : The History of a Biblical Idea. Baltimore, 1969; Nicholson E. W. God and His People : Covenant and Theology in the Old Testament. Oxford, 1986; Weinfeld M. The Promise of the Land : The Inheritance of the Land of Canaan by the Israelites. Berkeley, 1993; Elazar D. J. Covenant and Polity in Biblical Israel : Biblical Foundations and Jewish Expressions. New Brunswick (New Jersey), 1995. Краткий обзор темы по-русски см. Краткая Еврейская Энциклопедия. Т. 2 / И. Орен (Надель), М. Занд, ред. Иерусалим, 1982. Стлб. 515-518; ср. Мень А. Библиологический словарь. Т. 1. М., 2002. С. 205. Этимологическая связь между berith (заветом) и beriah (творением) позволяет некоторым комментаторам рассматривать уже сам акт творения в терминах завета Бога с мирозданием и человеком. См. Dumbrell W. J. Covenant and Creation : An Old Testament Covenantal Theology. Exeter, 1984.
  2. Mejia J. La problematique de l'Ancienne et de la Nouvelle Alliance dans Jeremie xxxi 31-34 et quelques autres texts // Congress Volume – Vienna 1980. / J. A. Emerton, ed. Leiden, 1981. P. 263-277, here: p. 266-267 (Vetus Testamentum Supplements; 32)
  3. перевод http://www.jcrelations.net/ru/item=2948#16

Источник: Русская википедия 2012

Искать все статьи, похожие на текущую (Завет в Библии)
Вы можете разместить ссылку на этот материал у себя на сайте, блоге или форуме

HTML-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию (для форумов)
Прямая ссылка на публикацию


Это интересно! Триада   Вымпел (судостроительный завод)   Фульда (район)   выклепать   Уэйн, Луис Уильям   
Универсальная энциклопедия 2012
Карта сайта
Страница создана за 0.026732 сек. Всего документов включено в базу знаний: 5150576