Книга ангела РазиэляОтрывок из Сефер Разиэль ха-малах, показывающий различные магические сигилы, или сегулот (др.-евр. ) на древнееврейском
Сефер Разиэль ха-малах (др.-евр. — «Книга ангела Разиэля») — средневековый каббалистический гримуар, изначально написанный на древнееврейском и арамейском языках, известный также и в латинском переводе, как Liber Razielis Archangeli — «Книга Архангела Разиэля», рукописи XIII века, переведенной при Альфонсо X. Известна также, как «Сефер Разиэль» (др.-евр. — «Книга Разиэля») и «Разиэль ха-малах» (др.-евр. — «Тайный ангел»).
ПутаницаСефер Разиэль ха-малах часто путают с другой каббалистической книгой Сефер ха-разим, при этом Сефер ха-разим является книгой самостоятельной, однако влияние Сефер ха-разим находит свое отражение в шестом разделе большинства списков Сефер Разиэль ха-малах. Путаница вероятно возникла благодаря Джеймсу Фрэзеру, написавшему в своей книге «Фольклор в Ветхом Завете», что «Ной о том как строить ковчег, узнал из святого писания. Это писание было дано Адаму ангелом Разиэлем и в нём все знания человеческие и божественные.» Путаница однако могла возникнуть и потому, что имя Разиэль (др.-евр. — «тайны Бога») из Сефер Разиэль ха-малах и слово разим (др.-евр. «тайны») из Сефер ха-разим восходят к одному и тому же корню: «раз» (др.-евр. ). Слово Сефер (др.-евр. ) на еврейском языке означает «книга» и часто входит в названия средневековых гримуаров. Ха-малах (др.-евр. ) означает «ангел». Наконец путаница возможно основана на непонимании содержания. В Сефер ха-разим Ной нашел инструкции по строительству ковчега, но с другой стороны именно Сефер Разиэль ха-малах по легенде Ной взял на кочег. В самой же Сефер Разиэль ха-малах о ковчеге нет ничего. История текстаКнига по всей видимости создана не ранее XIII века, но возможно в некоторых своих частях восходит к временам Поздней Античности. Наряду с прочими неясными древними текстами, как например Сефер ха-бахир и Сефер Йецира, Сефер Разиэль ха-малах сохранилась в ряде различающихся между собой в той или иной степени версиях. Поскольку цитаты из неё начинают появляться только в XIII веке, большинство критически настроенных историков расценивают Сефер Разиэль ха-малах, как средневековую работу, вероятно происходящую из среды Хасидей Ашкеназ. Традиция, сложившаяся вокруг книги, приписывает её авторство ангелу Разиэлю. Вместе с тем, книга представляет собой компиляцию эзотерических писаний, собранных вероятно одним и тем же компилятором, но являющихся изначально работами не одного а многих авторов. Это видно из того факта, что книга противоречит сам себе в отношении лиц, которым, как утверждается было сообщено её содержание. Первая часть гласит, что она была Разиэлем Адаму (2а), третья часть (34а) говорит, что она была передана Рафаэлем Ною, прежде чем последний построил и вошёл в ковчег. Книга была выгравирована на сапфировом камне, передававшемся из поколения в поколение, пока он, вместе со многими другими писаниях тайн, перешел во владение Соломона (15, 34а).[1]. На авторство по мнению исследователей могут претендовать либо Исаак Слепой (1160—1235), возможный автор Сефер ха-бахир, либо Элеазар из Вормса[2] (1176—1238), компилятор одной из средневековых версий Книги Разиэля — «Сефер Соде Разия», которая со временем видимо переросла в текст, известный нам, как «Сефер Разиэль ха-малах», «обростя» множеством разнообразных писаний авторов, придерживавшихся различных теологических убеждений, либо Авраам Абулафия (1240—после 1291), известный комментатор Сефер Йецира и автор Сефер ха-Яшар. Латинский перевод книги Liber Razielis Archangeli выполнен в Толедской школе переводов, учрежденной Альфонсо X Мудрым (1221—1284). Первый печатный экземпляр Книги Разииля издан в Амстердаме в 1701 году под названием «Это книга Адама Кадмона, данная ему ангелом Разиэлем, и книга эта есть врата, через которые праведники проходят дорогой мира к обители Бога, чтобы разделить божественную благодать» и сразу же был «изгнан» из города. СтруктураКнига во многом основывается на Сефер Йецира и Сефер ха-разим. Известно несколько рукописных списков, содержащих до семи трактатов. Между тем печатный список Сефер Разиэль ха-малах разделен на пять книг, изложенных в форме мистического мидраша о творении. Книга предлагает читателю тщательно продуманную ангелологию, способы магического применения зодиака, гематрию, имена Бога, защитные заклинания и методики составления магических целебных амулетов. Шестая книга из Liber Razielis Archangeli основана на Сефер ха-разим, с различными дополнениями, включая так называемую «Молитву Адама» из Сефер Адам. Леопольд Цунц[3] в печатной версии выделяет три основные части:
После следуют две короткие части: Творение и Шиур Комах («Измерение высоты»), а после 41а приводятся формулы для амулетов и заклинаний. Первая часть «небольшая по объёму, но весьма туманна по содержанию приписываемая ангелу Разиэлю, описывает всю структуру небес»[4], была составлена самое раннее в одиннадцатом веке, на что указывает содержание и язык, выдуманные слова и имена ангелов, которых насчитывается несколько тысяч[5]. Библиографические ссылкиРанние гуманисты, такие как аббат Тритемий (1462—1516) и Агриппа Неттесгеймский (1486—1535), в своих работах использовали обширные цитаты из Книги Разиэля. «Молитва Адама» перефразирована Николаем Кузанским (1401—1464) в двух своих проповедях (Sermo I, 4, 16.25; Sermo XX, 8, 10-13), а позднее использована Иоганом Рейхлином (1455—1522) в его «De arte cabbalistica libri V»[6]. С книгой был знаком и Гийом Постель (1510—1581). Существует обширная библиографическая информация о Сефер ха-Разиэль, это в первую очередь упоминание в «Мече Моисея», другой магической книге Поздней Античности. В период немецкого магического ренесанса, наряду с арабским трактатом Пикатрикс, упоминается Джоханнсом Хартлибом, как одна из самых отвратительных негромантических работ. В XV столетии Конрад Боллстаттер также показывает знание латинской версии «Молитвы Адама» интерполировав её в «Cgm 252», заменив при этом фигуру Разиэля Рафаэлем, а Сифа Симом.[7][8] Сефер ха-Разиэль упоминается в двадцати пяти изданиях различных книг XIX века. Упомянута Джеймсом Гастингсом в «Энциклопедии религии и этики», в «Словаре ангелов» Густава Давидсона и в приложениях к переводу Сефер Йецира Арье Каплана. Йошуа Трахтенберг пишет в своей книге «Еврейская магия и суеверия», что существует немецкое издание Сефер ха-Разиэль, значительно отличающееся от версии, изданной в Амстердаме[9]. Издание еврейских списков книги, а также латинской версии «Sefer ha-Razim» осуществили Билл Ребиджер и Петер Шэфер (Sefer ha-Razim I und II — Das Buch der Geheimnisse I und II, Mohr Siebeck Verlag: Tubingen 2009). ЛегендыПосле изгнания Адама и Евы из рая, первые люди осознали последствия своего греха. Адам молился Богу и в своей молитве принес извинения за непослушание Евы (др.-евр. ), которая обманом была понуждена вкусить от «Дерева Познания» (др.-евр. ). Согласно Книге Разиэля, Бог услышав молитву первочеловека послал высочайшего из ангелов Разиэля, чтобы научить Адама законам природы и жизни на Земле, в том числе знаниям о планетах, звездах и духовным законам мироздания, и знания эти должны были привести первых людей обратно в рай. Ангел Разиэль также преподал Адаму знания власти слова и энергии содержащейся в 22 буквах еврейского алфавита, их комбинациям и значениям имен, также учил знаниям силы мысли и силы человеческого духа в пределах физического тела и мира материального, в основном обучив знаниям с помощью которых можно гармонизировать физическое и духовное существование в физическом мире. В некоторых иудейских легендах говорится, что ангел пришел у Адаму, когда последнему было 130 лет. В других же вариантах легенды, Адаму было в момент встречи с ангелом 635 лет. Святое письмо, даное ангелом Адаму, по легенде было высечено на стелле из цельного сапфира. Согласно раввинской традиции, книга была выкрадена херувимами, несогласными с передачей таких знаний Адаму, и брошена ими в морскую глубину. Тогда Бог повелел ангелу Рехабу нырнуть и подняв книгу с глубины, снова передать её снова Адаму. После Адама книга попала в руки Ноя. Она сохранила семейство Ноя от потопа[10] и впоследствии досталась Аврааму, а много веков спустя, сорок лет скитавшемуся с евреями в пустыне Моисею, была открыта ангелом Метатроном (Енох). Через Моисея, перешла к царю Давиду и затем к царю Соломону[11]. В народе считалось, что Книга Разиэля защищала от пожара дом в котором хранилась, по всей видимости это суеверие связано с одной из функций Разиэля, защищающего ангелов служения от пылающих хайот [12][13]. Издания
ГептамеронКнига-справочник по церемониальной магии Гемтамерон или магические элементы (наиболее раннее издание видимо: Venice, 1496), ложно[14] приписываемая Петру Абанскому (1250—1316), основана на Книге Разиэля.[15] Liber SalomonisLiber Salomonis[16], английский гримуар XVI века из т. н. «Соломоновой серии» известен также под названием Сефер Разиэль, и также разделен на семь разделов, текст тесно связан с Сефер Разиэль ха-малах, хотя кажется, непосредственно не основан на последнем.[17] Примечания
Литература
Категории:
Источник: Русская википедия 2012 | |||||||||||||||||||||||||||
Вы можете разместить ссылку на этот материал у себя на сайте, блоге или форуме
Похожие статьи Книга ангела РазиэляКнига ангела Разиэля Отрывок из Сефер Разиэль ха-малах, показывающий различные магические сигилы, или сегулот (др.-евр. ) на древнееврейском Каббала Основные книги Тора • Сефер Йецира Сефер ха-зогар • Сефер ха-бахир Сефер ха-разим • Сефер Разиэль ха-малах Книга Эц Хаим • Талмуд эсэр сфирот Тания • Сефер ха-илан Кадош Святые места Иерусалим • Цфат • Хеврон • Тверия Основы Основы Каббалы • Древо Жизни • Сфирот Кетер • Хохма • Бина • Даат Хесед • Гвура • Тиферет • Нецах Ход • Есод • Малхут Каббалисты Авраам • Моисей • Рабби Акива РАШБИ • Книга ангела Разиэля Книга ангела Разиэля Отрывок из Сефер Разиэль ха-малах, показывающий различные магические сигилы, или сегулот (др.-евр. ) на древнееврейском Каббала Основные книги Тора • Сефер Йецира Сефер ха-зогар • Сефер ха-бахир Сефер ха-разим • Сефер Разиэль ха-малах Книга Эц Хаим • Талмуд эсэр сфирот Тания • Сефер ха-илан Кадош Святые места Иерусалим • Цфат • Хеврон • Тверия Основы Основы Каббалы • Древо Жизни • Сфирот Кетер • Хохма • Бина • Даат Хесед • Гвура • Тиферет • Нецах Ход • Есод • Малхут Каббалисты Авраам • Моисей • Рабби Акива РАШБИ • Код ангела Код ангела D.N.Angel Обложка первого тома японского издания манги (Дэи.Эну.Эндзиэру) Код Ангела Жанр романтика, фэнтези Манга Автор Юкиру Сугисаки Издатель Kadokawa Shoten Прочие издатели: Tokyopop Haksan Publishing Chuang Yi (китайский) Editorial Ivrea Japonica Polonica Fantastica Grupo Editorial Vid Bonnier Carlsen Carlsen Comics Carlsen Comics Planet Manga Glenat Публикуется в Monthly Asuka Arena Komik Аудитория сёдзё Публикация ноябрь 1997 — настоящее время Томов 15 (на январь 2011 г.) Телесериал Режиссёр Кодзи Ёсикава, Нобуёси Хабара Студия Dentsu, Xebec Прочие лицензиаты: Madman Entertainment, ADV Films(бывшая), Discotek(текущая)[1] Телесеть TV Tokyo, 2x2[2] Прочие ангела ангела сущ., кол-во синонимов: (1) • ↑богиня (345) Код ангела Код ангела D.N.Angel Обложка первого тома японского издания манги (Дэи.Эну.Эндзиэру) Код Ангела Жанр романтика, фэнтези Манга Автор Юкиру Сугисаки Издатель Kadokawa Shoten Прочие издатели: Tokyopop Haksan Publishing Chuang Yi (китайский) Editorial Ivrea Japonica Polonica Fantastica Grupo Editorial Vid Bonnier Carlsen Carlsen Comics Carlsen Comics Planet Manga Glenat Публикуется в Monthly Asuka Arena Komik Аудитория сёдзё Публикация ноябрь 1997 — настоящее время Томов 15 (на январь 2011 г.) Телесериал Режиссёр Кодзи Ёсикава, Нобуёси Хабара Студия Dentsu, Xebec Прочие лицензиаты: Madman Entertainment, ADV Films(бывшая), Discotek(текущая)[1] Телесеть TV Tokyo, 2x2[2], Teen Искать все статьи, похожие на текущую (Книга ангела Разиэля) |
Универсальная энциклопедия 2012 Карта сайта Страница создана за 0.184669 сек. Всего документов включено в базу знаний: 5150576 |