загрузка...

НИКИФОР

    НИКИФОР (2-я пол. 11 в., Ликия, Малая Азия- 1121, Киев) — митрополит Киевский, автор посланий и поучений. Родом из Византии. Учился в Константинополе, как мыслитель сформировался в интеллектуальной среде, в которой господствовали идеи Михаила Пселла. Под 1104 летопись сообщает о поставлении Никифора митрополитом Руси. До нас дошло пять произведений, принадлежащих перу Никифора: два адресованы Владимиру Мономаху (“Послание о посте и о воздержании чувств”, “Послание от Никифора, Митрополита Киевского, к Владимиру, князю всея Руси... о разделении церквей на восточную и западную”), одно — волынскому и муромскому князю Ярославу Святославичу (“Написание на латыну к Ярославу о ересях”), одно — не названному по имени князю и одно поучение, приуроченное к неделе сыропустной. В “Послании о посте и о воздержании чувств” тема поста служит поводом для отвлеченных философско-богословских размышлений о проблемах онтологии, гносеолопт, психологии, этики и политики. В канву догматических рассуждений искусно вплетены экскурсы в античную мудрость. Касаясь соотношения души и плоти, телесного и бесплотного, Никифор исходит из принципа тесного взаимодействия души и тела, причем взаимодействия обоюдного. Душа взаимодействует с миром через слуг, коими являются пять чувственных телесных органов (очи, слух, обоняние, осязание и “вкушение”). На основании данных чувств “князь”-разум способен познать мир, а правильное использование разума ведет к разумению Бога. Источником знаний, в т. ч. и о божественном, оказываются чувства и разум. В послании создан идеальный образ государства, уподобленного некоей антропоморфной модели, где тело страны подчинено властной душе. Руководство осуществляет ум, символизирующий княжескую власть. Он действует через своих слуг, которые уподобляются органам чувств — глазам, ушам или рукам власти. В целом моделируется образ социального организма, действующего по законам живого, по общему с живыми разумными существами принципу гармонии духовного и плотского начал. Изд.: Калайдович К. Ф. Русские достопамятности. М., 1815, ч. 1; Он же. Памятники российской словесности 12 в. М., 1821; Макарий. История Русской Церкви, т. 2. СПб., 1868; Златоструй. Древняя Русь 10-13 вв. М., 1990.
    Лит.: Безобразоеа М. В. Послание митрополита Никифора.— “Известия Отделения русского языка и словесности АН”. СПб., 1898, т. 3, кн. 4; Голубинский Е. Е. История Русской Церкви, т. 1, 1-я пол. М., 1902; Громов М. Н. Об одном памятнике древнерусской письменности 12 в.— “Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия”, 1975, №3.
    В. В. Мильков

Источник: Философский энциклопедический словарь, 2010.

Искать все статьи, похожие на текущую (НИКИФОР)
Вы можете разместить ссылку на этот материал у себя на сайте, блоге или форуме

HTML-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию (для форумов)
Прямая ссылка на публикацию


Это интересно! Все вместе (Архив популярной музыки)   Тацит   вытуренный   ГИДРОТЕХНИКА   Готорн Натаниель   
Универсальная энциклопедия 2012
Карта сайта
Страница создана за 0.068738 сек. Всего документов включено в базу знаний: 5150576