Бесплатный хостинг картинок 4imgs.ru
Перейти на главную страницу сайта


загрузка...

Корабль 5 ранга

Французский фрегат Pomone (40), 1805

Корабль 5 ранга — в эпоху паруса корабль, непригодный к эскадренному бою в линии баталии. В конце XVIII — начале XIX века — 32-44 пушечный парусный фрегат водоизмещением 650—1450 т. В британской системе рангов назывался англ. Fifth Rate.

Содержание

  • 1 Происхождение (XVII век)
  • 2 Век паруса (1756—1815)
    • 2.1 12-фунтовый фрегат
    • 2.2 18-фунтовый фрегат
    • 2.3 «Большой», или «тяжёлый» фрегат[7]
  • 3 Роль и место
  • 4 Другие страны
  • 5 См. также
  • 6 Примечания

Происхождение (XVII век)

Модель фрегата фр. Belle Poule (1765). Хорошо виден вырез в палубе

Введение пятого (и шестого) ранга в середине XVII века прямо связано с появлением фрегатов. Этот исходно французский тип, тогда ещё не устоявшийся, однако имел два основных признака: был слишком слаб, чтобы сражаться наравне с линейными кораблями, и достаточно быстр для разведки и дозора, самостоятельного крейсерства, или связной и посыльной службы. Мэхэн утверждает, что уже при Бичи-Хед у Турвиля имелись фрегаты,[1] но об их облике и вооружении известно мало.

Первым «истинным» фрегатом считается 26-пушечная французская Medee (1741), спроектированная и построенная в Бресте Блезом Оливье (фр. Blaise Ollivier). Уже в 1744 году она попала в руки англичан, но после снятия чертежей была продана частному владельцу.[2] Она имела все признаки классического фрегата: три мачты с прямым вооружением, одну батарейную палубу, невооруженный орлоп-дек, лёгкие пушки на шканцах и баке.

Как только фрегаты появились у французов, их оценили и другие страны. Англия немедленно приступила к их строительству. Появившаяся в 1677 британская система рангов определяет 5 ранг как корабли с одной батарейной палубой в 26-30 пушек калибром 6 или 9 фунтов. При этом единственная батарейная палуба (дек), подобно опердеку линейного корабля, не была полностью закрытой: в носу и корме она перекрывалась полностью, но на шкафуте имелся вырез — шлюпочный колодец (англ. well deck), а по бортам над пушками помосты (англ. gangways). На них (и на баке и шканцах) могло быть вспомогательное вооружение: пушки меньшего калибра, а с 1780-х годов карронады.

В таком виде фрегат существовал до 1810-х годов, когда американские (и одновременно французские) кораблестроители ввели сплошную верхнюю палубу.

Век паруса (1756—1815)

HMS Lutine (32), 1799

На рубеже XVIII-XIX веков к 5 рангу относились три типа фрегатов: 32-пушечный, 36-пушечный, и 38-пушечный. Во время Англо-американской войны 1812 года к ним добавился 44-пушечный. Поскольку номинальное число пушек корабля могло меняться в ходе службы, полуофициальным методом оценки боевой мощи был ещё калибр главного вооружения. Например, говорили «9-фунтовый» или «12-фунтовый» фрегат.

К этому времени тип фрегата имел сложившиеся признаки: одну батарейную палубу, легкое вооружение на баке и шканцах, и невооружённую нижнюю палубу (в британском флоте называлась орлоп, в американском коечная палуба — англ. berth deck). Эта последняя была важна потому, что давала высокий свободный от пушечных портов борт (около 7 футов), а значит, возможность применять главную батарею при любой погоде. Немало столкновений с линейными кораблями закончились благодаря этому вничью, а в некоторых случаях и победой, как в зимний шторм 1797 г, когда 38-пушечный HMS Indefatigable довел до полного ничтожества 74-пушечный Droits de l’Homme, который не мог открыть нижние порты.

12-фунтовый фрегат

12-фунтовые фрегаты[3]
ГодВ строюВ ремонте

или в резерве

17932123
1797509
17994513
1801431
18042211
1808358
1810323
1812205
1814110

Во французском флоте появление 12-фунтового фрегата следует почти сразу за появлением 8-фунтового.[4] Корабль-прототип Hermione был спущен на воду в 1748 г. В Британии 12-фн фрегат был принят с началом Семилетней войны в 1756, и появился в 32-пушечном и 36-пушечном вариантах. Тот и другой имели по двадцать шесть 12-фн пушек, но вспомогательное вооружение было шесть и десять 6-фн пушек соответственно. Новые корабли считались заменой прежних 44-пушечных двухдечных но, имея только один дек, в глазах некоторых были слишком дороги по критерию огневой мощи к водоизмещению. В результате были заказаны только три 12-фн 36-пушечных корабля (класс Pallas), а водоизмещение 32-пушечных сохранялось на уровне 700 тонн в течение всех 30 лет, что они строились. Превосходные для своего времени корабли, они в большинстве служили подолгу. Например, самый первый 32-пушечный, HMS Southampton, ходил с 1757 года до крушения в 1812.

Для британского Адмиралтейства самой важной характеристикой крейсерских единиц, чуть ли не важнее чем для линейных, была численность. Фрегатов всегда не хватало, и более склонные к драматизму адмиралы утверждали, что сойдут в могилу с эпитафией «мало фрегатов».[3][5] Политика уменьшения размеров имела стратегический смысл, так как давала максимальное число кораблей при заданном бюджете. Однако смысл сохранялся только в условиях господства Британии на морях, когда она не была вынуждена к обороне — на уровне флота, эскадры и даже отдельного корабля. Но ситуация была иной во время Американской революционной войны. Тогда Британия уступила морское превосходство общим силам Франции, Голландии и Американских колоний. Обретенная французами уверенность в себе сделала их 12-фн фрегаты в 900 тонн и более серьёзнейшим противником, который грозил полностью подавить небольшие английские фрегаты.

HMS La Concorde против двух французских фрегатов L’Engageante и La Resolue, 23 апреля 1794. Название британского корабля указывает, что это приз, тоже взятый у французов

Война заставила Адмиралтейство пересмотреть свои взгляды, и быстро ввести три новшества. Первым, пожалуй самым важным, была обшивка медью, опробованная в 1761 на 32-пушечном HMS Alarm. В ходе войны медью обшили весь крейсерский флот. Благодаря этому увеличилось время в море без докования, а по сути — умножилось число кораблей, доступных в каждый момент. Кроме того, это сделало их быстрее, и значит боеспособнее. Вторым новшеством была карронада. Хотя и с меньшей дальнобойностью, она обладала большим весом снаряда при том же весе орудия. Она была идеальна для фрегатов, у которых большие участки надстроек были не вооружены, так как позволяла увеличить вес залпа почти без потерь в числе длинноствольных пушек. Дополнительная огневая мощь во многом восстановила утерянный было баланс между французами с испанцами с одной стороны, и англичанами с другой.

Третьим новшеством стал качественный скачок, возникший с появлением 18-фн фрегатов. Несмотря на упорство сторонников 44-пушечных двухдечных кораблей, к 1783 году 18-фн фрегат занял прочное место в составе флота, и с тех пор новых заказов на 12-фунтовые не было. Но оставались несколько затянутых программ от прошлого, а 18-фн фрегаты были ещё редки, так что 12-фн доминировали в списках флота до конца Французских революционных войн.

Огромное большинство пополнений среди 12-фн фрегатов были призами. Некоторые, французского или испанского происхождения, по размерам соответствовали британским 18-фн. С началом войны французы строили мало таких кораблей. Одной из последних была Chiffonne, спущенная в 1795 году в Нанте. Несколько построили и в Англии, но новых проектов не было: 32-пушечные корабли класса Thames были повторением HMS Richmond 1756 года. Восемь были заказаны администрацией Сент-Винсента в 1804, один позже отменен. А построенные из сосны HMS Shannon и HMS Madison исходно задумывались как 18-фунтовые, но по ходу постройки были понижены в классе. К 1790-м годам 18-фн калибр стал нормой.

18-фунтовый фрегат

18-фунтовые фрегаты[6]
ГодВ строюВ ремонте

или в резерве

1793116
1795360
1797452
1799464
1801681
1804577
18087615
1812989
181410311

18-фунтовые фрегаты появились в 1778 году, когда традиционное численное превосходство Королевского флота было под угрозой. Они стали попыткой компенсировать количественный недостаток за счёт высокой огневой мощи отдельного корабля. HMS Minerva была родоначальницей типа 38-пушечных фрегатов, а HMS Flora и HMS Perseverance 36-пушечных. Они были очень сильны в роли крейсеров, и короткое время не имели эквивалента в других флотах.

HMS Amelia (38), 1796

Как и многие британские корабли того времени, они были слишком малы для установленной батареи, и последующие проекты были склонны увеличивать промежутки между пушками в батарейной палубе, уменьшая их число на 2. Кроме того, возникло мнение что французские фрегаты быстрее, и потому стали расти относительное удлинение и абсолютная длина, вразрез с короткими корпусами, столь любимыми на британских верфях за прочность и маневренность.

Эта политика, принятая Адмиралтейством при лорде Спенсерe, выразилась в быстрых переменах конструкции и большом количестве одиночных, экспериментальных кораблей, настолько что к Амьенскому миру стандартный тип 18-фунтового фрегата не сложился. К тому же ставший в 1801 Первым лордом Сент-Винсент, следуя убеждению что рост размеров расточителен, вернулся к строительству небольших кораблей.

«Большой», или «тяжёлый» фрегат[7]

USS President (1800) — типичный супер-фрегат

Соединенные Штаты первыми стали строить супер-фрегаты, вооружённые главной батареей из 24-фунтовых пушек. Причин тому было несколько. Во-первых, в ту эпоху они не имели многочисленного флота, а линейных кораблей не имели вовсе. Когда Конгресс, с большим скрипом, одобрял строительство новых кораблей, их старались сделать индивидуально сильнее эквивалентного корабля любой другой страны. Во-вторых, из-за малочисленности, у США была возможность вложить в каждый из кораблей самые лучшие — и гораздо более дешевые — материалы, не заботясь об их экономии. Наконец, кроме чисто практических соображений, это был и вопрос престижа.

Самый знаменитый из них — это USS Constitution. Именно его толстый и прочный корпус, щедро сделанный из лучшего, многолетней выдержки дуба, заслужил ему прозвище англ. Old Ironsides — ядра просто отскакивали от него там, где вполне пробивали другие фрегаты.[7]

С начала Революционной войны 1793 года ходили слухи о больших 24-фн фрегатах, переделанных французами из линейных кораблей срезанием одного дека. По-французски тип назывался rasee, то есть «сбритый». Они и вдохновили Хамфриса на создание класса Constitution. В 1794 и британцы срезали три старых 64-пушечных: HMS Anson, HMS Magnanime и HMS Indefatigable, сохранив главную батарею.

Успехи американских фрегатов подтолкнули Адмиралтейство к строительству чего-то крупнее чем стандартный «большой» 38-пушечный 18-фн фрегат. Новые корабли, во главе с HMS Endymion и HMS Acasta, были крупными по британским меркам (1200 и 1100 тонн соответственно), но все же заметно уступали 1500-тонным американским.

Британские фрегаты не дали желаемой отдачи на столь серьёзные затраты. Они были сочтены слишком дорогими и недостаточно выгодными для своего размера. Изо всех фрегатов, они были наиболее подвержены конструктивным проблемем. 24-фн пушки не только расшатывали корпус. Обнаружилось, что они тяжелы в обслуживании на валкой палубе фрегата. В британском флоте утвердилось мнение, что превосходство 24-фн батареи не так уж велико, что и привело вначале к недооценке американских 44-пушечных противников. При этом моряки упускали из виду, что тяжелая батарея покажет себя куда лучше на большой, более устойчивой платформе.

Среди всех «супер-фрегатов» 1790-х звездой стал Endymion. Он был очень быстр, хорошо слушался руля и мог в случае надобности нести 24-фн пушки. Он был хорош настолько, что служил образцом даже для экспериментальных эскадр 1830-х годов. Два примерно похожих корабля были трофейные Forte и L’Egyptienne. Первый был потерян так быстро, что с него не успели сделать чертежи. Второй, захваченный в Александрии в 1801, оказался так слаб корпусом, что после 1807 был переведен на рейдовую службу. Так что когда начались поиски противовеса американским успехам 1812-1813 годов, естественно вспомнили про Endymion. Сам он был не готов в море немедленно, так как нуждался в ремонте «между средним и большим», но по его окончании в мае 1813 был вооружен исходной 24-фн батареей и отправился на Северо-американскую станцию. Тем временем, с него как единственного прототипа стали делать 40-пушечные фрегаты. Имея только 26 портов на батарейной палубе он, в отличие от американских проектов, не нес пушек, способных стрелять вперед. Поэтому в последующие корабли удалось втиснуть по 28 портов.

Постройка из сосны сделала корпуса легче, и в результате жестче. Но в данном случае это позволяло нести большую нагрузку, то есть оказалось преимуществом. Батарейные палубы от этого были тесны, зато корабли не имели проблем с остойчивостью. После доводки они стали прекрасными ходоками, пусть и не такими как сам Endymion. К середине января 1813 пять были заказаны, три планировалось иметь к июлю. Все строились на верфи сэра Роберта Виграма, и составили тип номинально 40-пушечных. Головным был HMS Forth.

Несмотря на скорость постройки из сосны, Адмиралтейство хотело ещё более оперативной реакции. Очевидным шагом было возрождение типа rasee. Командующий Североамериканской станции адмирал сэр Джон Борлэз Уоррен в январе запросил перестройку «шести-семи быстрых линейных». В кои веки Адмиралтейство могло с удовлетворением сообщить, что предвидело запрос и уже действует. На самом деле, осуществлялось предложение капитана Хейса от ноября 1812. По исходному замыслу он предлагал перестроить 64-пушечные, но к тому времени все они были слишком изношены, и в резерве их было мало. Вместо этого Адмиралтейство решило срезать быстрые 74-пушечные из «обычных», и выбрало три: HMS Majestic, HMS Goliath, HMS Saturn, чем спасло их от бесславной роли плавучих тюрем.

Сама перестройка мало напоминала 1794 год. Эти rasees не имели шлюпочных колодцев, и официально считались «промежуточными между фрегатом и линейным». Сохранился заметный ют с планширами, главная батарея в двадцать восемь 32-фн пушек, а на сплошной верхней палубе столько же 42-фн карронад, установленных по-новому: на полозья со шкворнем, что по замыслу должно было уменьшить отдачу и ускорить перезаряжание.

Роль и место

При том, что фрегаты строились под две основные роли: разведка для флота и самостоятельное крейсерство, они оказались настолько универсальны, что встречались везде и повсюду: в блокаде, в защите торговли, при поддержке десантов, в качестве летучих отрядов при преследовании и даже, для более сильных, в передовых боях с целью сковать и задержать линейные корабли. Часто случалось, что фрегат был старшим на удаленной станции или флагманом конвоя.

С точки зрения использования, появление 18-фн фрегата сделало его 12-фн собрата второклассным. Но такова была нехватка 18-фунтовых, что некоторые «меньшие братья» оказались на ключевых ролях. В элитную эскадру Уоррена в середине 1790-х входил HMS Concorde Страчана — большой 12-фн, 36-пушечный фрегат, в прошлом французский. Такие корабли сохранили популярность благодаря отличным ходовым качествам, хотя считались слишком непрочными для тягостей ближней блокады. Вообще же для службы при флоте они были менее популярны, особенно когда на фрегаты стали смотреть как на средство сковывания боем, как например, когда Страчан уничтожил отряд Дюмануара после Трафальгарского боя.

По ходу войны, с появлением больших количеств 18-фн фрегатов, возникла тенденция переводить 12-фунтовые на дальние, малозначимые станции. Несколько оказались в Северном море, — традиционно сиротском среди прочих — но все больше попадали в Ост- и особенно в Вест-индию, где они по-прежнему были сильнее любого приватира — традиционной угрозы торговле.

Другие страны

Немецкий фрегат Gefion и учебный бриг Rover, 1843

Идея «супер-фрегата» (специальной постройки или rasee) нашла много сторонников за пределами Англии. Самыми первыми и наиболее последовательными были Соединенные Штаты. Франция тоже охотно шла этим путём. Все эти изменения дали ощутимый эффект после 1815 года.

Но введение сплошной верхней палубы и установка на ней полной батареи (считается, что первым так был вооружен USS Constitution в 1814) смешали традиционные различия между фрегатом и двухдечным кораблем.

Прошло очень немного времени, и подобные корабли появились у Турции, Австрии, Швеции и Дании, а чуть позже России. Стали говорить о «двухдечных фрегатах». Не помогали уже и обозначения по числу пушек: появились нарезные орудия большой дальнобойности, но из-за огромного веса корабль мог нести их соответственно меньше. В 1840-х годах наблюдается уже заметное размывание типа фрегата. В 5 ранг стали включать и другие корабли.

См. также

  • Рейтинг (пушечный)
  • Ранг в парусном военно-морском флоте
  • Корабль 6 ранга

Примечания

  1. Mahan A.T. The Influence of Sea Power Upon History, 1660—1783. Dover Publications, Inc., New York, 1987, pp.190,192.
  2. Lavery, Brian. Ship: The Epic Story of Maritime Adventure. National Maritime Museum, Greenwich, 2004. p.121. ISBN 978-0-7566-5023-0
  3. ^ 1 2 The Campaign of Trafalgar: 1803—1805. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, London, 1997. p.54-56. ISBN 1-86176-028-0
  4. Французский фунт (фр. livre) был в 1,1 раза тяжелее английского (англ. pound)
  5. Woodman, Richard. An Eye of the Fleet. Warner Books, New York, 1981, p.iii.
  6. Fleet Battle and Blockade: the French Revolutionary War 1793—1797. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, London, 1997. p.55-57.
  7. ^ 1 2 The Naval War of 1812. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, London, 1998, p.160-161. ISBN 1-55750-654-X

Источник: Русская википедия 2012

Вы можете разместить ссылку на этот материал у себя на сайте, блоге или форуме

HTML-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию (для форумов)
Прямая ссылка на публикацию


Похожие статьи
Корабль 6 ранга
Корабль 6 ранга Корабль 6 ранга Французский фрегат La Boudeuse (26), 1776 Корабль 6 ранга — в эпоху паруса к 6 рангу относились самые малые корабли, требующие в командиры полного капитана (англ. Post-Captain). В конце XVIII - начале XIX века это были 28-пушечные фрегаты или приравненные к ним по рангу 20-24 пушечные корабли. Часто и их называли фрегатами, хотя формально все 24-пушечные и ниже назывались англ. post ships. В британской системе рангов шестой ранг назывался англ. Sixth Rate. Содержание 1 Происхождение (XVII в) 2 Post Ship 3 28-пушечный фрегат 4 Роль и место 5 Другие страны 6

Корабль 4 ранга
Корабль 4 ранга Корабль 4 ранга Корабль 4 ранга имеет два основных значения: Корабль 4 ранга (парусный) — двухдечный линейный корабль. В британской системе рангов назывался англ. Fourth Rate. На рубеже XVIII—XIX веков — 44 или 50-пушечный корабль. Корабль 4 ранга (моторный) — в советском и российском ВМФ корабль или катер, отнесенный к 4 рангу в «Боевых средствах флота». Последний по старшинству среди кораблей и судов ВМФ в вопросах снабжения, комплектования и в церемониальных процедурах. Им командует офицер в звании от лейтенанта до капитан-лейтенанта.

Корабль 3 ранга
Корабль 3 ранга Корабль 3 ранга Корабль 3 ранга имеет два основных значения: Корабль 3 ранга (парусный) — самый распространенный линейный корабль. В британской системе рангов назывался англ. Third Rate. На рубеже XVIII—XIX веков — двухдечный 64, 74, или 80-пушечный корабль. Корабль 3 ранга (моторный) — в советском и российском ВМФ корабль, отнесенный к 3 рангу в «Боевых средствах флота». Третий по старшинству среди кораблей и судов ВМФ в вопросах снабжения, комплектования и в церемониальных процедурах. Как правило, требует командира в звании капитан 3-го

Корабль 3 ранга
Корабль 3 ранга Корабль 3 ранга имеет два основных значения: Корабль 3 ранга (парусный) — самый распространенный линейный корабль. В британской системе рангов назывался англ. Third Rate. На рубеже XVIII—XIX веков — двухдечный 64, 74, или 80-пушечный корабль. Корабль 3 ранга (моторный) — в советском и российском ВМФ корабль, отнесенный к 3 рангу в «Боевых средствах флота». Третий по старшинству среди кораблей и судов ВМФ в вопросах снабжения, комплектования и в церемониальных процедурах. Как правило, требует командира в звании капитан 3-го ранга. См.

Корабль 1 ранга
Корабль 1 ранга Корабль 1 ранга Корабль 1 ранга имеет два основных значения: Корабль 1 ранга (парусный) — самый крупный из линейных кораблей. В британской системе рангов назывался англ. First Rate. В своем высшем выражении (начало XIX в.) — трехдечный 100-130 пушечный линейный корабль. Корабль 1 ранга (моторный) — в советском и российском ВМФ корабль, отнесенный к 1 рангу в «Боевых средствах флота». Имеет старшинство над кораблями и судами ВМФ других рангов в вопросах снабжения, комплектования и в церемониальных процедурах. Как правило, требует командира

Искать все статьи, похожие на текущую (Корабль 5 ранга)
Это интересно! ЛАКРУА Жан   Глеб Всеславич (князь минский)   Новомихайловское (Кущёвский район)   Рашад   Легенда монетная   
Универсальная энциклопедия 2012
Карта сайта
Страница создана за 0.022609 сек. Всего документов включено в базу знаний: 5150576