Универсальная энциклопедияПерейти на главную страницу сайта

загрузка...

Именные классы

Число родов или классов в отдельных языках

Именной класс — лексико-грамматическая категория существительного, состоящая в распределении имён по группам (классам) в соответствии с некоторыми семантическими признаками при обязательном формальном выражении классной принадлежности имени в структуре предложения. Именной класс вместе с категорией рода образует более общую категорию согласовательных классов. Именные классы отличаются от рода иными основаниями классификации: в именных классах признак дифференциации (реальной или метафорической) денотатов по признаку пола либо вовсе отсутствует, либо совмещается с другими признаками, вследствие чего системы именных классов обычно богаче, чем родовые; в более редких случаях род существует как автономная подсистема в пределах одного из именных классов (например, в тамильском языке, где различаются 2 класса по признаку разумности/неразумности и в классе разумных существ имена подразделяются по роду на мужские и женские).

Содержание

  • 1 Распространение
  • 2 Разновидности
  • 3 Фактор числа
  • 4 Гипотезы происхождения
  • 5 Фактор рода
    • 5.1 Языки, содержащие именные классы
    • 5.2 Искусственные языки с именными классами
    • 5.3 Языки без именных классов и родов
  • 6 Литература
  • 7 Источник

Например, в ганда 1-й класс (людей) с префиксом omu- имеет подкласс имен типа ssaa-longo 'отец близнецов', nnaa-longo 'мать близнецов', kabaka 'вождь', lukulwe 'главный', 'знатный' и т. п., которые, оформляясь нулевым КП, согласуются по типу omu-ntu 'человек': omu-ntu w-ange 'мой человек', kabaka w-ange 'мой вождь'. В тех языках, где существительное имеет собственные КП, согласователи (адъективные, местоименные, глагольные) по форме обычно тождественны или подобны этому КП, сравните в лингала: lo-lenge lo-ye 1-a lo-beki lo-na lo-ko lo-zali lo-lamu 'форма эта горшка того одного есть хорошая'. Наличие согласования — самый веский индикатор наличия именных классов; их формальное обнаружение предполагает помещение имён в так называемые диагностические контексты — конструкции «существительное + зависимое слово». Но даже в группах родственных языков наблюдается расхождение по степени согласовательной мощности именных классов.

Например, среди бенуэ-конголезских языков есть языки с широко развитой согласовательной системой и с дифференцированным набором КП в существительном (банту, в которых выделяется до 20 классов) и языки с существенно редуцированной системой именных классов, в которых представлены лишь некоторые согласовательные типы и почти отсутствуют КП в существительном (например, в бамилеке относительно развито лишь местоименное согласование). Сдвиги и разрушение именных классов затрагивают прежде всего стройность согласовательных моделей, количество согласовательных типов, а также способы выражения числа.

Фактор числа

Соотношение класса и числа — особая проблема, и языки с именными классами обнаруживают в этом отношении значительное разнообразие. В идеальной системе именных классов серии сингулярных и плюральных классов должны быть изоморфны, однако в реальных языках такой системы нет, и они могут сравниваться по степени приближения к идеальной системе (или по степени диспропорции между двумя сериями именных классов). Например, в суахили при 6 сингулярных классах — 5 плюральных (локативные классы не учитываются), в шив соотношение 6/4 и один класс синкретический (сингулярно-плюральный), в фула — 20/5, в ворора (Австралия) — 2/1 плюс два синкретических класса. Диспропорция между сериями именных классов объясняется не только наличием имён типа singularia tantum и pluralia tantum, имеющих лишь одну классную форму, но и различные историческими напластованиями и затемнением семантические основ классификации. Поэтому, например, в языках банту, вообще ближе стоящих к идеальному типу именных классов, часты синкретические классы, которые, будучи сингулярными для некоторых имён, одновременно служат плюральными для других классов (например, в ганда 14-й класс obu- охватывает бесчисловые абстрактные существительные и является плюральным для 13-го класс аkа-). Принято считать, что в языках с именными классами категория числа была изначально неотделима от категории класса, и тогда появление и увеличение диспропорции между сингулярными и плюральными именными классами можно расценивать как тенденцию к обособлению числа в самостоятельную категорию. Языки банту находятся на начальном этапе этого процесса, а, например, в Дагестанских языках он зашёл дальше, и прежняя классно-числовая система уже значительно деформирована, имеется внеклассное выражение количества. Замечено также, что превращение языка с именными классами (в частности, это имеет место в банту) в надэтническое средство коммуникации— лингва франка или его пиджинизация (см. Пиджины), обусловливая общее упрощение грамматической структуры, отражается в деформации классной системы: действует тенденция к уменьшению количества плюральных КП и унификации выражения числа с помощью органического набора классов.

Гипотезы происхождения

В вопросе о происхождении именных классов нет полной ясности. Предполагается, что в семантические плане именные классы отражают метафизическую классификацию предметов и явлений действительности по их внешним признакам, существенность которых может быть различной в разных этнических культурах; указывается на ассоциативный принцип классификации (соотнесённость именных классов с так называемыми семантические полями). Неясно так же, следует ли считать многочленные системы именных классов развившимися из более бедных (в пределе — двучленных) систем или же развитие шло по линии сокращения изначально богатых систем; видимо, для разных языковых групп можно предполагать различные пути развития именных классов (в том числе и циклические). Например, в языках банту исторически прослеживается противопоставление 1-го и 9-го классов («людей» и «животных») всем прочим классам по тону КП и согласовательных морфем (в 1-м и 9-м классах тон низкий, в остальных — высокий), что может отражать древнее противопоставление по одушевлённости — неодушевлённости. В связи с этим важно отметить, что в некоторых бантоидных языках (например, бамилеке), претерпевших значительное разрушение системы именных классов (генетически связанной с системой именных классов банту), вновь наблюдается выравнивание классных различий по линии семантические оппозиции одушевлённость — неодушевлённость (такая тенденция присуща и языкам банту), выражаемой в единственном числе и нейтрализуемой во множественном числе. Развитие системы именных классов из этой оппозиции отчётливее, по-видимому, прослеживается в дагестанских языках. В формальном плане происхождение КП связывается обычно с местоименными (дейктическими) элементами (в частности, с показателями определённости, как указывает Дж. X. Гринберг), десемантизированными и превратившимися в аффиксы.

Фактор рода

Именные классы представляют собой менее грамматикализованную систему, чем род, но более грамматикализованную, чем так называемые счётные (нумеративные) классификаторы, известные ряду языков Северной Америки и Юго-Восточной Азии (например, тцелтал, бирманский, вьетнамский и другие). Счётно-классификаторные языки находятся на грани между классными и бесклассными языками. Основные отличие систем счётных классификаторов от именных классов состоит в их нетаксономическом характере: они не разбивают имена на статичные классы, принадлежность имени к тому или иному классу не является его постоянной характеристикой и не требует обязательного формального выражения в каждой фразе, проявляясь только в специальных счётных конструкциях с числительными. Семантические основания такой классификации обычно прозрачны (форма, размер, консистенция, расположение предметов); она остаётся преимущественно лексической и находится вне категории числа. Однако счётно-классификаторная система может стать основой формирования именных классов, если классификаторы получат постоянное закрепление за определёнными группами слов с дальнейшей их грамматикализацией.

Языки, содержащие именные классы

  • банту
  • дирбал
    • ганда: 10 классов, характеризующие людей, длинные предметы, животных, широкие предметы и жидкости, маленькие предметы, языки и др.
    • суахили
    • зулу
  • нахско-дагестанские языки
  • фула (пулар-фульфульде): здесь отображена наиболее громоздкая система - от 20 до 25 именных классов. В том числе: партитивный и обычный димунативы (значения уменьшения), аугментатив (увеличения), значения «жидкость», «дерево», «мелкоокруглый предмет», «массивный предмет» и т.п. В языке гола есть и особый локативный класс: e-wie-lε "река" (как предмет), ko-wie-lε "река" (как место).

Искусственные языки с именными классами

Языки без именных классов и родов

Литература

  • Африканское языкознание, М., 1963;
  • Хайдаков С. М., Принципы именной классификации в дагестанских языках, М., 1980;
  • Охотина Н. В., Согласовательные классы в восточных и южных языках банту, М., 1985;
  • Именные классы в языках Африки, М., 1987;
  • Royen G., Die nominalen Klassifikations-Systeme in den Sprachen der Erde, Modling bei Wien, 1929;
  • La classification nominale dans les langues negro-africaines, P., 1968;
  • Кrauss M. E., Noun classification systems in Athapaskan, Eyak, Tlingit and Haida verbs, IJAL, 1968, v. 34, № 3;
  • Dіхоn R. M. W., Noun classes, «Lingua», 1968, v. 21;
  • Denny J. P., Creider C. A., The semantics of noun classes in Proto-Bantu, SAL, 1976, v. 7;
  • Allan K., Classifiers «Language», 1977, v. 53, № 2;
  • Greenberg J. H., How does a language acquire gender markers?, «Universals of Human Language», 1978, v. 3;
  • Noun classes and categorisation, Amst.— [a. o.], 1986.

Источник

загрузка...
Именные классы
Страница сгенерировалась за 0.023229 сек.
Карта сайта