Бесплатный хостинг картинок 4imgs.ru
Перейти на главную страницу сайта


загрузка...

Карандаш


Цветные карандаши

Карандаш (тюрк. karadas, карадаш — чёрный камень)[1] — инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и т. п.) применяемый для письма, рисования, черчения. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу.

Содержание

  • 1 Виды карандашей
  • 2 История карандаша
  • 3 Копировальные карандаши
  • 4 Интересные факты
  • 5 См. также
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки
  • 8 Примечания

Виды карандашей

Специальные художественные карандаши

Карандаши принято делить на простые и цветные. Простой карандаш имеет графитовый грифель и пишет серым цветом с оттенками от светлого до почти чёрного (зависит от твёрдости графита).

Новый одноразовый карандаш с деревянной оправой грифеля перед первым применением часто требуется заточить (очинить). Помимо одноразовых карандашей существуют многоразовые механические карандаши со сменными грифелями в постоянной оправе.

Карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая как правило указана на карандаше и обозначается буквами М (или B — от англ. blackness (букв. чернота)) — мягкий и Т (или H — от англ. hardness (твёрдость)) — твёрдый. Стандартный (твёрдо-мягкий) карандаш помимо сочетаний ТМ и HB обозначается буквой F (от англ. fine point (тонкость)).

В отличие от Европы и России, в США для указания твёрдости используется числовая шкала.

Таблица соответствия шкал твёрдости
ОттенокСШАЕвропаРоссия
#1BМ
#2HBТМ
#2F-
#3HТ
#42H
9H8H7H6H5H4H3H2HHFHBB2B3B4B5B6B7B8B9B
Самый твёрдый>Средний>Самый мягкий

История карандаша

Механические карандаши
Грифели для механического карандаша
Карандаши «Искусство» 1959 года

Начиная с XIII века, художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую припа­ивали к ручке или хранили в футляре. Такой тип карандаша называли «серебряный карандаш»[2]. Этот инструмент требовал высокого уровня мастерства, так как стереть начертанное им невозможно. Другой его характерной особенностью было то, что со временем серые штрихи, нанесённые серебряным карандашом, становились коричневыми. Существовал и «свинцовый карандаш»[3], который оставлял неброский, но чёткий след и его часто использовали для подготовительных набросков портретов. Для рисунков, выполненных серебряным и свинцовым карандашом, характерна тонкая штриховая манера. Для примера, подобными карандашами пользовался Дюрер.

Известен также так называемый итальянский карандаш, который появился в XIV веке. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца. Затем его стали изготавливать из порош­ка жжёной кости, скреплённого рас­тительным клеем. Этот инструмент позволял создавать интенсивную и насыщенную линию. Интересно, что художники и сейчас иногда применяют серебряные, свинцовые и итальянские карандаши, когда им нужно добиться определённого эффекта.

Графитные карандаши известны с XVI века. Мощная буря, прошедшая по Англии в местности Камберленд, вывернула с корнями деревья, и тогда местные пастухи обнаружили в обнажившейся земле под вывернутыми корнями некую тёмную массу, которую они посчитали углём, который поджечь, однако, не удалось. Из-за цвета, схожего с цветом свинца, месторождение приняли за залежи этого металла, но и для изготовления пуль новый материал оказался непригоден. Тогда, после разных проб, они поняли что эта масса оставляет хорошие следы на предметах и воспользовались этим чтобы метить своих овец. В дальнейшем они начали производить из него тонкие заострённые на конце палочки и использовали их для рисования. Эти палочки были мягкими, пачкали руки и подходили только для рисования, но не для письма.

В XVII веке графит продавали обычно на улицах. Художники, чтобы было удобнее и палочка не была такой мягкой, зажимали эти графитовые «карандаши» между кусочками дерева или веточками, оборачивали их в бумагу или обвязывали их бечёвкой.

Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Штайне под Нюрнбергом в 1719 году. Немцы, смешивая графит с серой и клеем, получили стержень не такого высокого качества, но по более низкой цене. В 1758 году столяр Каспар Фабер обосновался также в Штайне и начал с 1761 свое производство карандашей. Что послужило началом истории фирмы Faber-Castell.

В 1789 году ученный Карл Вильгельм Шееле доказал, что графит является материалом из углерода. Он же и дал нынешнее название материалу — графит (от др.-греч.  — пишу). Поскольку графит в конце XVIII века использовался для стратегических целей, например для производства тигля для пушечных ядер, английский парламент ввёл строжайший запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда. Цены на графит в континентальной Европе резко возросли, так как на тот момент лишь графит из Камберленда считался исключительным для писания. В 1790 году венский мастер Йозеф Хардмут смешал пыль графита с глиной и водой и обжёг эту смесь в печи. В зависимости от количества глины в смеси он смог получить материал различной твердости. В том же году Йозеф Хардмут основал предприятие по выпуску карандашей Koh-i-Noor Hardtmuth, названое в честь алмаза «Кохинур» (перс.  — «Гора света»). Его внук Фридрих фон Хардмут усовершенствовал рецептуру смеси и в 1889 году смог производить стержни с 17-ю различными степенями твердости.

Независимо от Хартмута, в 1795 год французский учёный и изобретатель Никола Жак Конте получил подобным методом стержень из пыли графита. Хартмут и Конте являются в равной степени прародителями современного карандашного стержня. До середины XIX века эта технология получила широкое распространение по всей Европе, что привело к возникновению таких Нюрнбергских известных карандашных фабрик как Staedtler, Faber-Castell, Lyra и Schwan-Stabilo. Шестигранную форму корпуса карандаша предложил в 1851 году граф Лотар фон Фабер-Кастель, владелец фабрики Faber-Castell, заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма. Эта форма производится до сих пор различными производителями.

В современных грифелях используются полимеры, которые позволяют добиваться нужного сочетания прочности и эластичности, дают возможность изготавливать очень тонкие грифели для механических карандашей (до 0,3 мм).

Почти /3 материала, составляющего простой карандаш, уходит в отходы при его заточке. Это натолкнуло американца Алонсо Таунсенда Кросса на создание в 1869 году металлического карандаша. Графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующую длину. Это изобретение повлияло на развитие целой группы товаров, использующихся сегодня повсеместно. Самой простой конструкцией является цанговый механический карандаш с грифелем 2 мм, где стержень удерживается металлическими прижимами — цангами. Отжимаются цанги при нажатии кнопки на конце карандаша, что позволяет пользователю выдвинуть грифель на регулируемую длину. Современные механические карандаши более совершенны — при каждом нажатии кнопки происходит автоматическая подача небольшого участка грифеля однонаправленным толкателем, он же вместо цанг придерживает грифель. Такие карандаши не нужно затачивать, они снабжены встроенным (как правило, под кнопкой подачи грифеля) ластиком и имеют различную фиксированную толщину линии (0,3 мм, 0,5 мм, 0,7 мм, 0,9 мм, 1 мм).

Копировальные карандаши

В прошлом выпускался особый вид графитных карандашей — копировальные (обычно называемые «химическими»). Для получения нестираемых следов в стержень копировального карандаша добавлялись водорастворимые красители (эозин, родамин или аурамин). Заполненный химическим карандашом документ смачивался водой и прижимался особым прессом (упоминается, скажем, в "Золотом телёнке") к чистому листку бумаги. На нём оставался (зеркальный) отпечаток, который подшивали в дело.

Копировальные карандаши широко использовались и в качестве дешёвой и практичной замены чернильных ручек.

Изобретение и распространение шариковых ручек обусловило снижение и прекращение производства такого вида карандашей.

Интересные факты

  • Известный французский карикатурист Эммануэль Пуаре (1858—1909), родившийся в России, придумал себе аристократично звучащий на французский манер псевдоним Caran d’Ache, которым стал подписывать свои работы. Позднее этот вариант французской транскрипции русского слова «карандаш», происходящего от тюркского «кара даш» (черный камень), был выбран названием и фирменным знаком швейцарской торговой марки CARAN d’ACHE[4], основанной в Женеве в 1924 году, выпускающей эксклюзивные пишущие инструменты и аксессуары.
  • Карандаш твердостью НВ и длиной 17,5 см может:
    • чертить линию длиной 56 км (2010 г.; для сравнения: в 1994 г. — 51,5 км, в 1998 — 54,7 км, в 2005 — 55,1 км, в 2008 — 55,8км);
    • написать около 45 000 слов;
    • быть заточен 17 раз.
  • Перед тем, как поломаться, средний заостренный кончик карандаша противостоит давлению 255 атмосфер или 264 кг на см (3750 фунтов на дюйм)
  • Более 14 миллиардов карандашей производится в мире каждый год — из этого количества можно выложить цепочку, которая обогнёт нашу планету 62 раза.
  • На Нью-Йоркской фондовой бирже ежегодно используется один миллион карандашей.
  • «Химический» карандаш применялся в бытовой стеганографии, благодаря тому, что его штрих неотличим от штриха простого карандаша до контакта с водой. Пример бытовой стеганографии на картинке ниже — из надписи «свекровь ест» после «расшифровки» проявляется надпись «свекровь ест», из которой видно скрытое до этого слово "секрет"

  • Карандаши используются в космосе[источник не указан 37 дней], так как дёшевы и в условиях невесомости стабильно сохраняют свою главную функцию, хотя и могут являться источником токопроводящей пыли и мелких обломков. Первыми их стали использовать советские экспедиции[источник не указан 37 дней], чему при совместных полётах были удивлены американцы — специально для использования в космосе для них изготавливали специальные маркеры. Существует городская легенда, что авторучка особой конструкции, Space Pen, была разработана за несколько миллионов долларов для использования в космосе, так как американцы, якобы, не догадались использовать для тех же целей обычный карандаш. Это, по легенде, и вызвало удивление американцев.

См. также

В Викисловаре есть статья «карандаш»
  • Литографский карандаш
  • Ручка
  • Точилка для карандашей

Литература

  • Карандаш, письменная принадлежность // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

  • «The Pencil Pages» (англ.) — Сайт о карандашах.
  • «Обыкновенный карандаш» (рус.) — Сайт коллекционера карандашей.
  • Brand Name Pencils. Сайт Bob'а Truby (англ.) - Каталог карандашей 156 произоводителей

Примечания

  1. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка том 2., Астрель, АСТ 1986-87 ISBN 978-5-17-059931-8
  2. Словарь терминов. Российская академия художеств  (англ.)
  3. Словарь терминов. Российская академия художеств  (англ.)
  4. Раздел «История» на сайте фирмы CARAN d’ACHE  (англ.)


Источник: Русская википедия 2012

Вы можете разместить ссылку на этот материал у себя на сайте, блоге или форуме

HTML-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию (для форумов)
Прямая ссылка на публикацию


Похожие статьи
КАРАНДАШ
КАРАНДАШ КАРАНДАШ КАРАНДАШ (от тюрк. кара - черный и таш - даш - камень), стержень (часто в деревянной или металлической оправе) для письма, рисования, черчения. Свинцовые и серебряные штифты в металлической оправе применялись в 12-16 вв., итальянские карандаши - с 14 в. Известны графитные карандаши (с 16 в.) и карандаши из графитного порошка с глиной в деревянной оправе (с кон. 18 в.).

Под карандаш
Под карандаш Сиб. О продаже товаров без наличного расчёта, под запись. ФСС, 91.

Карандаш
Карандаш Карандаш (Перенаправлено с Итальянский карандаш) Цветные карандаши У этого термина существуют и другие значения, см. Карандаш (значения). Карандаш от тюркских «karadas» (карадаш) — чёрный камень[1] — инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и т. п.) применяемый для письма, рисования, черчения. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу. Содержание 1 Виды карандашей 2 История карандаша 3 Копировальные карандаши 4 Карандаш «Светокопия» 5 Карандаш

КАРАНДАШ
КАРАНДАШ Брать/ взять на карандаш что. Публ. Делать запись, заметку для памяти, записывать что-л. БМС 1998, 249; ЗС 1996, 238, 377; Ф 1, 38; ПОС 13, 487. Карандаш в стакане. Жарг. мол. Шутл.-ирон. О худом человеке в обуви большого размера. Вахитов 2003, 74. Красный карандаш. Мужской половой орган. Елистратов 1994, 187, 663; ЖЭСТ-1, 141. Под карандаш. Сиб. О продаже товаров без наличного расчёта, под запись. ФСС, 91. Пустить карандаш. Жарг. угол. Заставить кого-л. заплатить за угощение. Балдаев 1, 179; ББИ, 100; Белоус, 28; Мильяненков, 134. Писать карандашом. Жарг. угол. Работать ломом. Балдаев 1,

Карандаш (рэп)
Карандаш (рэп) Карандаш: Карандаш — письменная принадлежность. Карандаш косметический — для подкрашивания губ и глаз. Клеящий карандаш — выдвижной стержень из густой клеящей массы, заключённый в (пластмассовый) пенал. Обычно для склеивания бумаги. Карандаш электроискровой — приспособление для нанесения надписей на металлическую поверхность. Карандаш сварочный — стержень из термита, часто с железным сердечником; после поджигания позволяет сваривать небольшие железные детали. Лекарственный карандаш Накопитель-карандаш Карандаш —

Искать все статьи, похожие на текущую (Карандаш)
Это интересно! Петербургский институт ядерной физики им. Б. П. Константинова РАН   каверзить   Университетская улица (Мытищи)   богоотрицание   Николая св. о-в   
Универсальная энциклопедия 2012
Карта сайта
Страница создана за 0.017282 сек. Всего документов включено в базу знаний: 5150576