Перейти на главную страницу сайта

загрузка...

загрузка...

Орден Иезуитов

Иезуиты
Полное название Общество Иисуса
Латинское название Societas Jesu
Сокращение S.J.
Церковь Католическая Церковь
Девиз Ad majorem Dei gloriam (К вящей славе Божьей)
Основатель св. Игнатий Лойола
Дата основания 1534
Год утверждения 1540
Количество монашествующих 19 216 (2007)
Количество Русских
Сайт ордена

Иезуиты (Орден Иезуитов) — неофициальное название «Общества Иисуса» (лат. Societas Iesu) — религиозного ордена Римско-католической церкви, члены которого дают обет прямого безусловного подчинения Папе Римскому. Этот монашеский орден был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утверждён Павлом III в 1540. Членов ордена, известных как «иезуиты», начиная со времён протестантской Реформации называли «пехотинцами Римского папы» отчасти потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола, был солдатом до того, как стал монахом, и, в конечном счёте, священником. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность. Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam», что переводится с латыни как «К вящей славе Божией».

Сегодня число иезуитов составляет 19 216 человек (данные 2007 года), из них 13 491 священников. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 — в США, а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1 536 приходах. Орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни.

Территориально Орден делится на «провинции» (в некоторых странах, где иезуитов много, существует по несколько провинций; и наоборот, некоторые провинции объединяют несколько стран), «регионы», зависимые от той или иной провинции, и «независимые регионы». Иезуиты, проживающие на территории бывшего СССР, за исключением стран Балтии, относятся к Независимому Российскому Региону.

Церковь Святейшего Имени Иисуса, главный иезуитский храм в Риме

В настоящее время главой (генералом) ордена является испанец Адольфо Николас, сменивший Питера Ханса Колвенбака. Главная Курия ордена находится в Риме, в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса.

Содержание

  • 1 История ордена
    • 1.1 Золотой век
    • 1.2 Общество в XIX и XX веках
  • 2 Иезуиты в России
  • 3 Известные иезуиты
  • 4 Иезуиты в мировой литературе
  • 5 Иезуитский антисемитизм
  • 6 См. также
  • 7 Библиография
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

История ордена

Игнатий де Лойола, основатель Общества Иисуса, родился в 1491 году в замке Лойола в стране Басков в Испании. В молодости он бывал при испанском дворе и поступил на службу к вице-королю Наварры. Раненый во время осады Памплоны 28 марта 1521 года, он был перевезён в замок Лойола. Там он обратился, читая книгу «Жизнь Христа», и решил отправиться в Иерусалим нищенствующим паломником. Вылечившись, он покинул замок, по пути остановился в бенедиктинском аббатстве Монсеррат в Каталонии, потом провёл некоторое время в городе Манреза, где и получил свой решающий духовный опыт. Впоследствии этот опыт ляжет в основу текста Духовных упражнений. 1523 год он провёл в Иерусалиме, исследуя пути Иисуса, «Которого он желал все лучше узнавать, Которому стремился подражать и следовать». По возвращении он учился в Барселоне, потом в городе Алькала. Сложные отношения с инквизицией (он даже просидел несколько дней в тюрьме) заставили его покинуть Алькала и отправиться в Саламанку, а затем в Париж, где он учился в Сорбонне. Ему в это время было 37 лет.

Мало-помалу вокруг этого человека собирается небольшая группа студентов. Это Пьер Фавр из Савойи, Франциск Ксаверий из Наварры, португалец Симон Родригес, некоторые испанцы. Один за другим они решают под руководством Игнатия выполнить духовные упражнения. Они часто встречаются, они озабочены состоянием Церкви, идейными движениями, которые волнуют мир парижских студентов. Они беседуют о «божественном» и часто молятся вместе.

Две вещи кажутся им необходимыми и неотложными в современной им ситуации: «знать Иисуса Христа, подражать ему и следовать за ним» и вернуться к подлинной евангельской бедности. Они составляют план, который намерены осуществить сразу же по окончании своей учёбы: они вместе отправятся в Иерусалим. Но если они не смогут этого сделать, они пойдут в Рим, чтобы предоставить себя в распоряжение папы для «всякой миссии среди верных или неверных».

15 августа 1534 года, ранним утром семеро сотоварищей взбираются на холм Монмартр, возвышающийся над Парижем, и в часовне Мучеников запечатлевают свой план личными обетами, во время мессы, которую служит Пьер Фавр, принявший сан священника несколькими месяцами ранее.

В конце 1536 года сотоварищи, которых теперь уже десять, отправляются из Парижа в Венецию. Однако из-за войны с турками в Святую Землю не отплывает ни одно судно. Тогда они идут в Рим и, в ноябре 1537 года, принятые папой Павлом III, поступают на службу Церкви для выполнения любой её миссии.

Теперь, когда их могут разослать «по всему миру», сотоварищи предчувствуют, что их группа может распасться. Перед ними встаёт вопрос о том, какие отношения они должны отныне установить между собой. Напрашивается очевидное решение: раз Господь собрал их из столь разных стран, людей столь различного образа мыслей, то «лучше было бы для нас быть таким образом объединёнными и связанными в единое тело, чтобы никакое физическое разделение, сколь бы велико оно ни было, не могло нас разделить».

Regimini militantis Ecclesiae

Однако в ту эпоху отношение к монашеским орденам было самым неблагоприятным. На них возлагалась значительная часть ответственности за упадок в Церкви. Тем не менее, после долгого размышления принято решение основать новый монашеский орден. Написан проект устава, который представлен папе. Последний утверждает его 17 сентября 1540 года. В апреле следующего года товарищи Игнатия избирают его своим настоятелем («praepositus»).

В течение оставшихся пятнадцати лет своей жизни Игнатий руководит Обществом (он поддерживает впечатляющую переписку: 6.800 писем) и составляет Конституции нового института. К дню его смерти они практически завершены. Первая Конгрегация, которая изберёт его преемника, внесёт в этот труд последние штрихи и официально его утвердит.

Члены Общества, число которых стремительно растёт, разосланы по всему миру: в христианскую Европу, взбудораженную различными движениями Реформации, а также в земли, открытые испанцами и португальцами. Франциск Ксаверий отправляется в Индию, потом в Японию и умирает у врат Китая. Нобрега в Бразилии, прочие — в Конго и Мавритании служат зарождающейся Церкви. Четыре члена Общества участвуют в Тридентском соборе, который занимается реформой Церкви.

Золотой век

Первое столетие существования Общества отмечено замечательным развитием, в частности, в области науки. Коллегии множатся. В 1565 году орден насчитывал 2 000 членов; в 1615, когда умер пятый генерал ордена, — 13 112.

Продолжается миссионерская деятельность. Иезуиты появляются во Флориде, в Мексике, в Перу, на Мадагаскаре, на Филиппинах, в Тибете. Основаны «редукции» Парагвая.

В Азии иезуиты пользуются большим успехом. В 1614 году более миллиона японцев — христиане (до того как Общество в этой стране подверглось преследованиям). В Китае иезуиты получают от императора право провозглашать Евангелие благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.

Успехи, а также методы и идеология Общества на протяжении первого века его существования возбуждают против иезуитов соперничество, зависть и интриги. Во многих случаях борьба была столь ожесточённой, что орден едва не прекратил своё существование в эпоху, обуреваемую движением самых противоречивых идей, таких как янсенизм, квиетизм.

Оппозиция Обществу дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии, Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году. Последний генерал ордена заключён в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.

Общество в XIX и XX веках

Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, остановлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако по различным причинам Общество продолжало своё существование в некоторых странах: в Китае и в Индии, где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России, где Екатерина II отказалась публиковать указ папы.

Общество было восстановлено в 1814 году. Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях «промышленной революции» проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руководстве ими.

Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Etudes», основанный в 1856 г. о. Иваном-Ксаверием Гагариным. Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В 1903 г. была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих свой подъём в XX веке. Из этих учёных наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден.

Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Они работают на радио Ватикана со времени его основания по сегодняшний день (в частности, в русской секции).

Вторая мировая война стала для Общества, так же как и для всего мира, переходным периодом. В послевоенное время возникают новые начинания. Иезуиты участвуют в создании «рабочей миссии»: священники работают на заводе, чтобы разделить условия, в которых живут рабочие, и сделать Церковь присутствующей там, где её не было.

Развиваются теологические исследования. Французские иезуиты изучают богословие Отцов Церкви и предпринимают первое научное издание греческих и латинских святоотеческих писаний, которое приходит на смену старому изданию отца Миня: это собрание «Христианских источников». Работа над ним продолжается и сегодня. Другие богословы становятся знаменитыми в связи со Вторым Ватиканским Собором: о. Карл Ранер в Германии, о. Бернард Лонерган, преподававший в Торонто и Риме.

Другая важная сфера — экуменическая деятельность. Второй Ватиканский собор дал ей мощный импульс. Одним из пионеров в этой области был о. Августин Беа (впоследствии кардинал).

Общество пришло к необходимости видоизменить свой образ деятельности. В 1965 году была созвана 31-я Генеральная Конгрегация, которая избрала нового Генерала, о. Педро Аррупе и задумалась над некоторым необходимыми изменениями (формация, образ апостольства, функционирование Общества и т. п.)

Через 10 лет о. Педро Аррупе решает собрать 32-ю Генеральную Конгрегацию, чтобы более глубоко задуматься о миссии Общества в сегодняшнем мире. Эта Конгрегация, утвердив в своих декретах первостепенное значение миссии «служения веры», которая была определена 31-ой Конгрегацией, выдвинула и другую задачу — участие Ордена в борьбе за справедливость в мире. И ранее многие члены Общества Иисуса, как бы выходя за привычные пределы своего и без того разностороннего призвания, включались в разные сферы общественной деятельности для установления более справедливого общественного строя и защиты прав человека. Но то, что в прошлом считалось делом отдельных членов, отныне, после официальных декретов Конгрегации, стало церковной миссией Ордена наряду с миссией противостояния атеизму. Поэтому 4-й декрет, принятый этой Конгрегацией, носит название: «Наша миссия сегодня: служение веры и содействие справедливости».

В количественном плане послевоенный период был эпохой стремительного развития. Но в 60-е годы заметно значительное уменьшение числа членов, особенно в странах «первого мира» (максимальное число было достигнуто в 1965 г. — 36.038) Сегодня ситуация несколько стабилизировалась. Надо добавить, что на бывших территориях миссий, в частности, в Азии и в Африке, возникли новые провинции.

Иезуиты в России

После роспуска Общества в Европе и первого раздела Речи Посполитой, двести один иезуит в четырёх колледжах и двух резиденциях польских и литовских областей оказались на территории Российской Империи под покровительством Екатерины II. Последняя, по доставке в Польшу в сентябре 1773 года буллы Dominus ac Redemptor, повелела считать буллу несуществующей.

Возглавлявший иезуитов ректор полоцкого колледжа литвин Станислав Черневич, который незадолго до публикации папской буллы в Польше был назначен вице-провинциалом иезуитов в Белоруссии, обратился к Пию VI, изложив тому ситуацию, в которой оказались иезуиты в России и прося дать каким-либо образом знать о своей позиции. 13 января 1776 года Папа дал загадочный ответ: «Пусть плод ваших молитв, как предвижу я и желаешь ты, будет благоприятен». Белорусские иезуиты продолжили служение в своих школах и церквах.

В 1800 году новый Император Павел I передал Обществу церковь святой Екатерины в Санкт-Петербурге и дал свое согласие на устройство колледжа при ней. В ряды Общества вступали русские, как-то князь Иван Гагарин (1814—1882), публицисты Иван Мартынов (1821—1894) и Евгений Балабин (1815—1895)‚ основатели существующего ныне журнала «Etudes».

7 марта 1801 года Папа Пий VII издал документ Catholicae fidei, в котором официально утвердил Общество Иисуса, продолжавшее существовать в Российской Империи, что в частности было сделано по личной письменной просьбе Императора Павла I. Подтверждение стало предтечей последовавшего в 1814 году полного восстановления Ордена иезуитов во всём мире.

16 декабря 1816 года был опубликован указ о высылке иезуитов из Петербурга и запрещении им въезда в обе столицы; иезуиты были вывезены в Полоцк.

13 марта 1820 года Император Александр I, ввиду прозелитизма иезуитов, по докладу князя А. Н. Голицына, подписал указ о высылке иезуитов из Российской Империи. Все их учебные заведения закрывались, имущество конфисковывалось. Российским подданым, если они покидали Орден, дозволялось остаться в России. За 1820—1821 годы было выслано 317 иезуитов, 23 российских подданных порвали с орденом[1].

Запрет деятельности иезуитов действовал до падения монархии в марте 1917 года.

Советская власть и ее идеология относилась к иезуитам крайне негативно, подавая их как некую аморальную шпионскую спецслужбу католической церкви. В частности, им приписывался принцип «Цель оправдывает средства» (на деле изречение принадлежит Никколо Макиавелли).

21 июня 1992 года Министом РФ был зарегистрирован Независимый Российский Регион Общества Иисуса.

В конце октября 2008 года в Москве, в квартире на улице Петровка, были убиты иезуиты Виктор Бетанкур и Отто Мессмер. Последний, уроженец Караганды, из семьи немецких католиков, с 2002 года был настоятелем Независимого Российского Региона «Общества Иисуса»[2]. Уголовное следствие склонялось к бытовой версии убийства[3]

См. также статью: Католицизм в России
См. также статью: Религия в Белоруссии


Известные иезуиты

  • Св. Игнатий де Лойола (1491—1556) — основатель ордена.
  • Св. Франциск Ксаверий (1506—1552) — миссионер и проповедник, проповедовал в Азии — от Гоа и Цейлона до Японии.
  • Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1600—1658) — известный испанский писатель и мыслитель.
  • Антонио Поссевино (1534—1611) — папский легат, посещал Россию.
  • Хосе де Акоста (1539—1600) — исследователь Южной Америки, впервые высказал теорию о заселении американского континета переселенцами из Азии.
  • Св. мученик Иоанн де Бребёф (Жан де Бребёф) — исследователь Сев. Америки, замучен индейцами.
  • Франсиско Суарес (1548—1617) — испанский теолог и философ.
  • Маттео Риччи (1552—1610) — основатель иезуитской миссии в Пекине.
  • Мансиу Ито (1570—1612) — глава первого японского посольства в Европу.
  • Адам Коханский (1631—1700) — учёный, математик.
  • Жан Франсуа Жербильон (1631—1707) — французский учёный иезуит-миссионер в Китае.
  • Джованни Саккери (1667—1733) — учёный, математик.
  • Лоренцо Риччи (1703—1775)— генерал ордена иезуитов; после уничтожения ордена папой Климентом XIV заключен в крепость св. Ангела, где и умер. Известен ответом на предложение о реформе ордена: «Sint ut sunt aut non sint».
  • Мишель Корретт (1707—1795) — французский композитор и органист.
  • Мартин Почобут-Одляницкий (1728—1810) — белорусский и литовский просветитель, астроном, математик, ректор Главной виленской школы (1780—1803).
  • Джерард Мэнли Хопкинс (1844—1889) — английский поэт.
  • Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955) — французский теолог, философ, палеонтолог.

Образование в иезуитских школах получали Декарт, Корнель, Мольер, Лопе де Вега, Дж. Джойс и многие другие видные писатели и учёные.

Иезуиты в мировой литературе

  • Беранже — «Святые отцы»
  • Бласко Ибаньес — «Отцы иезуиты»
  • Стендаль «Красное и черное» — рисует картину иезуитской школы
  • Дюма, Александр (отец) — «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя»
  • отец д'Оржеваль — роман «Анжелика» из 13 томов Анн и Серж Голон
  • Джеймс Джойс — главный герой романа «Портрет художника в юности», Стивен Дедал, обучается в иезуитской школе
  • Эжен Сю — «Агасфер»

Иезуитский антисемитизм

Согласно исследованию философа и историка Ханны Арендт, именно иезуитское влияние было причиной распространения антисемитизма в Европе. Так, например, иезуитский журнал «Civilta Cattolica», бывший одним из наиболее влиятельных католических журналов, в то же время «был в высшей мере антисемитским». [4]

См. также

  • Иезуитка

Библиография

  • Марек Инглот SJ Общество Иисуса в Российской Империи (1772—1820 гг.) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена во всем мире — Москва: Институт философии, теологии и истории.
  • Мишель Леруа Миф о иезуитах: От Беранже до Мишле — Москва: Языки Славянской Культуры, 2001.
  • Генрих Бемер История Ордена Иезуитов - Сборник Орден Иезуитов Правда и Вымысел Издательство АСТ, 2007
  • Габриэль Моно Об Истории Общества Иисуса - Сборник Орден Иезуитов Правда и Вымысел Издательство АСТ, 2007

Примечания

  1. Чуркина И. В. Иезуиты в России.// Вопросы истории. 1996, № 10. стр. 149.
  2. Убитые в Москве священники-иезуиты будут похоронены в Эквадоре и Германии NEWSru 1 ноября 2008 г.
  3. [http://newsru.com/crime/30oct2008/iezuit_homsxmurd.html .
  4. Ханна Арендт Глава четвертая. История Дрейфуса // Истоки тоталитаризма М.: ЦентрКом, 1996. С. 161

Ссылки

  • Иезуиты в России Официальный сайт
  • Иезуиты в Беларуси
  • Иезуиты на Украине
  • О. Константэн Симон Иезуиты в России
  • Собеседования первых отцов
  • ТАЙНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ ОРДЕНА ИИСУСА — 1614 г.
Иезуиты
Происхождение Реформация Контрреформация Игнатий Лойола Ad majorem Dei gloriam Regimini militantis ecclesiae Exposcit debitum
Святые Франсиско Борджа Франческо ди Херонимо Франческо Саверио Джиованни Беркманс Бребёф Луиджи Гондзага Паоло Мики Пьетро Канисио Роберто Беллармино
Теология Луис де Молина Суарес Ранер
Главы Ордена Лайнез, Яков Франческо Пикколомини Меркуриано Аквавива Виталески
Деятельность Евангелизация индейцев
Миссии Китай Япония Перу Парагвай
Учебные заведения Папский Григорианский университет
Известные иезуиты

Авенданьо Акоста Акунья Амио Монсеррат Арриага Бака Бески Блас Валера Боболя Грасиан Грубер Ольгин Добровский Дюальд Жебровский Жербильон Жог Ито Канизий Каре Кариссими Кастильоне Кино Кирхер Кобо Контуччи Коханский Лафито Бертонио Молина Монтесинос Монтоя Нарвойш Онг Поссевино Ридль Риччи Риччиоли Скарга Смиглецкий Тейяр де Шарден Фабрициус Ксаверий Пикколомини Ханкследен Шлипко

Юэ
Католические религиозные ордены

Монашеские ордена: Бенедиктинцы Визитантки Камальдулы Картезианцы Трапписты Цистерцианцы Паулины
Нищенствующие ордена: Августинцы Доминиканцы Клариссинки Кармелиты Минимы Тринитарии Францисканцы
Военные ордена: Мальтийский орден Орден госпиталитов Святого Духа Тевтонский орден Тамплиеры Орден меченосцев
Госпиталиты: Бонифратры Камиллианцы
Регулярные каноники: Варнавиты Иезуиты Пиаристы Премонстранты Театинцы
Церковные конгрегации: Ассумпционисты Вербисты Кларетинцы Мариане Редемптористы Салезианцы Дона Боско
Общества апостольского служения: Дочери милосердия Лазаристы Ораторианцы Урсулинки
Миссионерские ордена: Белые отцы Общество миссионеров Африки

Список католических орденов и конгрегаций

 



Источник: Русская Википедия, 2010

загрузка...
Вы можете разместить ссылку на этот материал у себя на сайте, блоге или форуме

HTML-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию (для форумов)
Прямая ссылка на публикацию


Универсальная энциклопедия 2012
Карта сайта
Страница создана за 0.025877 сек. Всего документов включено в базу знаний: 5150576