Волжский автозаводКоординаты: 53°3324 с. ш. 49°1533.3 в. д. / 53.556667° с. ш. 49.25925° в. д. (G)53.556667, 49.25925
ОАО «АВТОВАЗ» ( РТС:AVAZG, ММВБ:RU0009071187) — автомобилестроительная компания России, крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Находится в городе Тольятти Самарской области. Официальное наименование: полное — Открытое акционерное общество «АВТОВАЗ», краткое — ОАО «АВТОВАЗ». Предыдущее название — Волжский автомобильный завод (ВАЗ). Ранее выпускал автомобили марки «ВАЗ» с наименованиями «Жигули», «Нива», «Спутник», «Самара», «Ока». В настоящее время производит автомобили под торговой маркой «Lada» («Лада»), которые продавцы и потребители по-прежнему часто именуют ВАЗами. Кроме того, поставляет другим производителям машинокомплекты для выпуска автомобилей марок «ВАЗ», «Lada» и «Ока».
ИсторияЗдание администрации «АВТОВАЗ» ночью Значок с первым логотипом «АВТОВАЗ» 20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, ЦК КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну «Fiat». Согласно контракту, на этот же концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов. 3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта. Уже 21 января 1967 года был вынут первый кубометр земли под строительство первого цеха завода — корпуса вспомогательных цехов (КВЦ). С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод. Продолжился монтаж производственного оборудования, произведенного на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран. 1 марта 1970 года первые 10 кузовов будущих автомобилей выдал цех сварки, а 19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», по конструкции в основном повторявших итальянскую модель «FIAT-124», но собранных целиком из локализованных комплектующих. 28 октября 1970 года в Москву был отправлен первый эшелон с автомобилями «Жигули». Таким образом, при расчетном сроке строительства в 6 лет, завод был пущен в эксплуатацию досрочно на 3 года, что позволило СССР сэкономить более 1 млрд советских рублей. 24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода, которая будет выпускать 220 тысяч автомобилей в год. 16 июля 1971 года был выпущен 100-тысячный автомобиль с маркой «ВАЗ». 10 января 1972 года Государственной комиссией подписан акт о приёмке в эксплуатацию второй очереди Волжского автозавода мощностью 220 тысяч автомобилей в год. Официально завод был принят Государственной комиссией с оценкой «отлично» 22 декабря 1973 года — после выпуска миллионного автомобиля; указом президиума ВС СССР Волжский автомобильный завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени.[1] Проектная мощность завода — 660 тысяч автомобилей в год. Таблица: производство автомобилей, шт.
Государственная поддержкаВ результате экономического кризиса одов и вызванного им кризиса сбыта продукции в начале 2009 года «АвтоВАЗ» попал в сложную финансовую ситуацию. На конец марта 2009 года долг поставщикам составил около 14 млрд руб. 30 марта 2009 года Правительством России было принято решение о выделении государственной корпорации «Ростехнологии» 25 млрд руб., которые та, в свою очередь, в виде беспроцентной ссуды сроком на год передаст «АвтоВАЗу».[3] Также модельный ряд «АВТОВАЗ» попал под государственную программу субсидирования процентных ставок по автокредитам.[4] Собственники и руководствоСтруктура собственностиС 22 декабря 2005 года, после ухода в отставку председателя совета директоров В. В. Каданникова, общим собранием акционеров установлено следующее распределение пакетов акций: 64 % акций ОАО «АВТОВАЗ» принадлежат его же дочерним предприятиям — «AVVA» (38 %), ЗАО «ЦО АФК» (24 %) и ЗАО «ИФК» (2 %). При этом ОАО «АВТОВАЗ» принадлежат 86 % акций «AVVA», а «AVVA» вместе с «АВТОВАЗ» владеют 60 % акций «ЦО АФК». В декабре 2007 года стало известно, что французская автомобилестроительная корпорация «[5]. 29 февраля 2008 года сделка состоялась, договор о продаже акций подписали глава совета директоров ИК «Тройка Диалог» Рубен Варданян, президент «Troika Capital Partners» Сергей Скворцов и глава корпорации «Renault-Nissan» Карлос Гон[6]. Окончательная сумма сделки будет зависеть от итогов работы «АВТОВАЗ» в одах, но не превысит 1,2 млрд долларов. После погашения казначейских акций завода «Renault» получит контрольный пакет акций. На ноябрь 2008 года основные акционеры: Renault, «Российские технологии» и «Тройка диалог» — по 25 % плюс 1 акция.[7] РуководствоНа конец 2008 года председатель совета директоров компании «АвтоВАЗ» — глава государственной корпорации «Ростехнологии» Чемезов Сергей Викторович. Президент-генеральный директор — Алешин Борис Сергеевич. В предыдущие периоды руководителями ОАО «АВТОВАЗ» были:
29 декабря 2000 года в здании заводоуправления ОАО «АВТОВАЗ» открылась галерея портретов всех генеральных директоров «АВТОВАЗ» с момента его основания.[8] ДеятельностьОсновные производстваКонвейер на АВТОВАЗе В состав производственных объектов ОАО «АВТОВАЗ» входят:
Процесс сборки автомобилей осуществляется на пяти линиях конвейера. Каждый автомобиль, выпущенный на автозаводе, проходит обкатку на автомобильном треке, представляющем из себя две кольцевые трассы и отдельные участки с испытательным покрытием. В 1970-х годах в состав «Волжского объединения по производству легковых автомобилей» были включены три предприятия:
После развала СССР, в результате акционирования, все предприятия стали акционерными обществами. В настоящее время указанные заводы продолжают поставлять свою продукцию как на ОАО «АВТОВАЗ», так и на другие автозаводы России. Научно-технический центр8 апреля 1986 года состоялся визит М. С. Горбачёва в Тольятти, где Генеральный секретарь ЦК КПСС посетил Автозавод. Результатом этого визита было решение о создании на базе флагмана отечественного машиностроения инжинирингового центра. 4 сентября 1986 года Правительством страны было принято решение о создании на Волжском Автозаводе отраслевого научно-технического центра (НТЦ). В 1987—1994 годах были введены в строй его основные мощности: инженерный корпус, дизайн-центр, комплекс подготовки автомобилей к испытаниям, комплекс исследований электромагнитной совместимости, шумов и вибраций, аэроклиматический комплекс, корпуса опытно-промышленного и экспериментального производств. В 1996 году в НТЦ была принята в эксплуатацию полномасштабная аэродинамическая труба. Первым руководителем научно-технического центра был В. В. Каданников (в 1986—1988 гг.). 7 сентября 2001 года, в честь 15-летия научно-технического центра, была открыта первая очередь технического музея.[9] Сегодня это — целый парк автомобильной и военной техники, где собраны уникальные экспонаты со всей страны. Музей открыт для посещения гражданами города. После вхождения в число акционеров ОАО «АВТОВАЗ» французской компании Renault, принято решение о вхождении НТЦ ОАО «АВТОВАЗ» в состав глобального инженерного альянса с Renault/Nissan.[10] Показатели деятельностиПервые модели, выпускавшиеся заводом — ВАЗ-2103 и ВАЗ-2101 в мотор-музее (Рига) Предприятие ориентировано на внутренний рынок, где является абсолютным лидером по продажам, и на страны СНГ. В 2004 году завод выпустил чуть более 712 тысяч, в 2005 году — 721,5 тысяч автомобилей. В 2006 году выпущено 966 380 автомобилей и автокомплектов, продано 724 тысяч готовых автомобилей, в том числе 185 673 автомобилей и сборочных комплектов на экспорт. В 2007 году продано (по данным компании) 770 тысяч авто. В 2007 году компания планирует выпустить 959,7 тыс. автомобилей и сборочных комплектов, в том числе 125 тыс. автомобилей Lada Kalina, более 210 тыс. автомобилей модели Lada Samara, 35 тыс. трехдверных внедорожников Lada 4х4 и 8 тыс. автомобилей «Lada 112 Coupe». Экспорт автомобилей и автокомплектов в 2007 году планируется увеличить до 194 тыс. единиц. Выручка компании по МСФО в 2006 году по сравнению с 2005 выросла на 15 % — со 159 млрд. до 184 млрд. руб., чистая прибыль в 2006 году составила 3,534 млрд. руб. ($130 млн.) против убытка 673 млн руб. в 2005 году. Прибыль от основной деятельности выросла на 88 % и достигла 9,368 млрд. руб. ($344 млн).[11] Выручка в 2007 году — 187,6 млрд руб., чистая прибыль — 3,7 млрд руб. (МСФО, 2007 г.). Капитализация — 12 млрд. руб.[12] Выпуск автомобилей на одного работника составляет около 5 автомобилей в год, например у «Renault S.A.» этот показатель равен 19 автомобилей в год, а у — 25 автомобилей и 88 мотоциклов в год, при соизмеримом количестве сотрудников. Модельный ряд(См. также Список автомобилей Волжского автомобильного завода) ВАЗ-2110 («Десятка») на Женевском автосалоне (2005 год) «Лада Калина» В настоящее время «АВТОВАЗ» серийно выпускает следующие автомобили:
Серийно выпускаемые заводом двигатели
Кроме того, «АВТОВАЗ» продолжает выпуск комплектующих и запасных деталей для моделей, снятых с производства или производящихся в других городах России и за рубежом. За годы своей деятельности завод проектировал и выпускал следующие модели автомобилей:
Распространенные короткие названия
Практически все модели часто называют просто по номеру: «четверка» (2104, 21043, 21047), «двенашка» (2112), «девятка» (2109, 21092, 21093) и так далее. Латиница в написании названий автомобилейВ сентябре 2004 года руководство предприятия объявило о переводе всех выпускаемых автомобилей на единый бренд, писать который было решено не кириллицей, как это предполагают нормы русского языка, а латиницей. Вместо аббревиатуры «ВАЗ» автомобили, в том числе модели, выпускавшиеся не одно десятилетие, получили единое название Lada, ранее применявшееся лишь в качестве торговой марки для экспортных вариантов. Между тем тогдашний руководитель «АВТОВАЗа» Владимир Каданников заявил, что самые меткие названия его продукции дает народ — «копейку» и «зубило» не искоренит никакая латиница[15]. Журналист ведущего и старейшего российского автомобильного издания «За рулем» выразил недоумение в требовании написания латиницей давно существовавшего названия российского автомобиля Лада Самара, по его данным даже в 2008 году продавцы и покупатели по-прежнему используют старые наименование моделей — «двенадцатая», «тринадцатая» и т. п.[16]. Текущие проекты«АВТОВАЗ» совместно c «General Motors» и Европейским Банком Реконструкции и Развития принял участие в создании совместного предприятия «GM-AvtoVAZ». Совместное производство началось с выпуска автомобиля «Chevrolet Niva» («Шевроле Нива») — внедорожника, объединившего в себе «надежность» «Нивы» и комфорт «Шевроле». 22 декабря 2006 «АВТОВАЗ» подписал рамочный контракт с канадской компанией Magna International о сотрудничестве в области разработки новой платформы автомобилей Lada и организации в Тольятти нового автосборочного завода. Планируется, что совокупная стоимость проекта составит $1,6-1,7 млрд; итоговая мощность завода составит 440 тыс. автомобилей в год[17]. В 2007 году «АВТОВАЗ» намерен модернизировать свои производственные мощности. Для этого компания собирается привлечь около $900 млн. инвестиции за счет сотрудничества с автомобилестроительной корпорацией класса «С». По словам председателя совета директоров компании «АВТОВАЗ» Чемезова, «завершена большая работа, которая проводилась в течение двух лет». Таким образом «АВТОВАЗ», получивший стратегического партнера в лице 2013 году, сообщил журналистам в Тольятти вице-президент по техническому развитию ООО "Группа АВТОВАЗ" Максим Нагайцев. По его словам, планы, озвученные ФГУП «Рособоронэкспорт» при получении контроля над «АВТОВАЗ» сохраняются — на заводе планируется выпускать различные модели автомобилей на трёх новых платформах. При этом полностью заменить автомобили, выпускаемые на предприятии, планируется к 2013 году. СпортС 2008 года «АВТОВАЗ» принимает участие в Мировом чемпионате в классе туринг на автомобилях Лада 110. Факты
Примечания
Ссылки
Руководители АВТОВАЗ Директора: Поляков В. Н. Житков А. А. Исаков В. И. Каданников В. В. Состав индекса РТС (с 16 марта по 11 июня 2009) АвтоВАЗ • Акрон • АФК Система • Аэрофлот • Банк ВТБ • Башнефть • Вимм-Билль-Данн Продукты Питания • ВолгаТелеком • ВСМПО-АВИСМА • Газпром • Газпром нефть • ГМК Норильский никель • Иркутскэнерго • ЛУКОЙЛ • Магнит • Магнитогорский металлургический комбинат • Мечел • Мосэнерго • МТС • НК Роснефть • НОВАТЭК • Новолипецкий металлургический комбинат • Новороссийский морской торговый порт • ОГК-2 • ОГК-3 • ОПИН • Полиметалл • Полюс Золото • Распадская • Ростелеком • РусГидро • Сбербанк России • Северо-Западный Телеком • Северсталь • Седьмой Континент • Сибирьтелеком • Сильвинит • Сургутнефтегаз • Татнефть • Транснефть • Уралкалий • Уралсвязьинформ • Уфанефтехим • Фармстандарт • ФСК ЕЭС • Холдинг МРСК • ЦентрТелеком Источник: Русская Википедия, 2010 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вы можете разместить ссылку на этот материал у себя на сайте, блоге или форуме
Похожие статьи автозаводавтозавод сущ., кол-во синонимов: (2) • ↑автогигант (2) • ↑завод (65) АВТОЗАВОД АВТОЗАВОД АВТОЗАВОД, -а, муж. Сокращение: автомобильный завод. | прил. автозаводский, -ая, -ое и автозаводской, -ая, -ое. автозавод автозавод -а, м. Завод, изготовляющий автомобили и их части. автозавод автозавод Автозавод м. Завод, изготовляющий автомобили и запасные части к ним. Искать все статьи, похожие на текущую (Волжский автозавод) |
Универсальная энциклопедия 2012 Карта сайта Страница создана за 0.035145 сек. Всего документов включено в базу знаний: 5150576 |