Мартынович, Сергей Фёдорович
БиографияОкончил философский факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (МГУ) (1969), аспирантуру по кафедре философии Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского (СГУ) (1974). В 1963-1969 –заведующий организационным отделом, второй секретарь Тамбовского райкома ВЛКСМ Амурской области. Доктор философских наук (1985), профессор (1987), заведующий кафедрой философии и научного коммунизма Саратовского зоотехническо-ветеринарного института (1981-1992). С 1992 – профессор кафедры философии СГУ. Заведующий кафедрой философии факультета гуманитарных и социальных наук СГУ (1995-2000); директор Саратовского филиала Республиканского центра гуманитарного образования Министерства образования России на базе СГУ (1995-2000). Работы в области философии и методологии науки. Специалист в области теории познания, философии и методологии науки, философии культуры. Организовал новый диссертационный совет по философским наукам в СГУ, его председатель с момента утверждения совета в 1997 (специальности: 09.00.08 – философия науки и техники, 09.00.13 – религиоведение, философская антропология и философия культуры, 24.00.01 - теория и история культуры (1997-2007). Член Российского философского общества (1974-); академик Академии военных наук, РФ (1997-); член Европейского общества аналитической философии (1997-); член Экспертного совета Комитета по законности Саратовской областной Думы (1997-2002); член Общественной палаты Саратовской области (2001-2005). Разработчик “Концепции развития культуры Саратовской области на 2001-2005”, подготовленной по поручению Правительства Саратовской области. Преподает для студентов-философов учебные курсы: “Философия и методология науки” (три семестра); “Природа философского знания” (один семестр); “Методология гуманитарного познания” (один семестр); “Философия и методология науки К.Р.Поппера” (один семестр). Читает курс “Философия ” (один семестр) для студентов факультета нелинейных процессов. Руководит научной работой специального семинара “Философское, научное и гуманитарное знание: эпистемология и онтология”. По программе повышения квалификации преподавателей, реализуемой на базе Института Дополнительного Профессионального Образования (ИДПО), читает курс “От понятия философии к понятию философии науки”. В контексте Учебно-тематического плана дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации преподавателей «Гуманитарные проблемы современности» читает курс “Методология гуманитарного познания: анализ философских традиций”. Осознание актуальности философского анализа научного эмпирического познания определило проблематику кандидатской диссертации «Философский анализ научного факта» (1974), докторской диссертации «Факт науки и его детерминация: философско-методологический аспект» (1985). Специальной областью научных исследований стала тема детерминации факта науки, в публикациях по которой выявляется соотнесенность различных аспектов обусловленности фактуального знания[1]. Научные и философские концепции и приоритетыВ свете развиваемой Мартыновичем С.Ф. концепции отмечается, что содержание фактуального знания формируется в целостной и исторически конкретной системе практических, когнитивно-семиотических и нормативно-ценностных отношений человека к миру. В процессах формирования фактуального знания взаимосвязаны механизмы категориального синтеза, языковой обусловленности, теоретической детерминации, конвенциональной диспозитивности[2]. Показал, что в научном творчестве реализуются взаимосвязанные формы научной рациональности – логичность и методологичность, аксиологичность и телеономичность, которые получают конкретное воплощение в её исторических типах, в научных дисциплинах, в группах наук – в естествознании, в социальных и гуманитарных науках[3]. Мартынович С.Ф. обосновывает положение о том, что опыт бытия человека-в-мире, являющийся универсумом философствования, осмысливается философией в целом, в концепциях философии общества, культуры, науки в частности. Определяя философию как систематическое мышление бытия, Мартынович С.Ф. выделяет в структуре философского исследования такие его необходимые подсистемы, как метафилософия, история философии, общие (метафизика, онтология, аксиология, гносеология, праксиология) и особенные (философия природы, человека, общества истории, культуры, науки, техники) темы. Мартынович показывает, что так понятое философствование архетипично[4]. Подчеркивает, что в европейской традиции философствования опредметились архетипы философии объективности, субъективности и интерсубъективности, которые задают семантику исторических дискурсов философского творчества. Для архетипа объективности характерно вопрошание о природе вещей, о природе в себе всеобщего, о том, что есть знание само по себе, истина сама по себе, справедливость сама по себе, благо само по себе. Для этого типа мышления характерен горизонт очевидностей: вне меня существуют вещи. Проблемой, то есть тем, что не очевидно, является познание природы вещей. В архетипе объективности осваивается предметная определенность знания. В архетипе субъективности очевидна констатация: я мыслю: вне меня существуют вещи. При этом не природа вещей, а природа "я мыслю" становится предметом философского интереса. В философии полагается необходимым ответить на вопросы о том:
Принципиально важным оказывается исследование природы нашего Я. Тем самым, исследование сознания превращается в философию самосознания, в философию субъективности. В архетипе субъективности осмысливаются субъективные условия возможности синтеза научного знания. Мартынович обосновывает положение о том, что интерсубъективность как архетип философствования центрирует внимание на исследовании соотношения моего Я и Я другого сознания, то есть на феномене интерсубъективности. Здесь осознается предпосылочность, несамодостаточность моего мышления. Моё мышление понимается как обусловленное, скажем, родовой сущностью человека, его социально–исторической природой, языком, языковыми играми. Моё мышление истолковывается как обусловленное культурой, бессознательной активностью психики, детерминированной желаниями. В архетипе интерсубъективности проясняется роль коммуникативных, социально-исторических условий формирования и развития научного знания – практики, культуры, истории, языка. В контексте этого архетипа разрабатываются возможности антропологического философствования, осуществляется лингвистический поворот в философии, который активизирует аналитический проект. Развивается психоаналитическая программа философских исследований. В центре внимания оказывается феномен коммуникации многих Я, задающий определенную социально-коммуникативную реальность[5]. Сделал десятки докладов на конференциях, конгрессах, симпозиумах по проблематике теоретической философии, философии науки, культуры, общества. В том числе, выступил с одиннадцатью докладами на пленарных заседаниях одиннадцати межвузовских научных конференций в рамках руководства работой Саратовского филиала РЦГО Министерства образования и науки России (1996 - 2000) на базе СГУ. Руководит научной работой аспирантов, консультирует докторантов и соискателей ученых степеней, прикрепленных к кафедре. Всего подготовил двенадцать кандидатов философских наук. Осуществлял научное консультирование по работе над диссертациями семи защитившихся докторантов и соискателей ученой степени доктора философских наук. Примечания
Труды и сочинения
Источники
Martynovich S.F. Philosophy of science as the object of metaphilosophical investigations // ("Rethinking Philosophy Today" XXII World Congress of Philosophy. SECTION: Philosophy of Social Sciences)/ Abstract // http://www.wcp2008.or.kr/program/download_absFile.asp
Ссылки
Связать Категории:
Источник: Русская Википедия, 2010 Искать все статьи, похожие на текущую (Мартынович, Сергей Фёдорович) | ||||||||||||
Вы можете разместить ссылку на этот материал у себя на сайте, блоге или форуме
|
Универсальная энциклопедия 2012 Карта сайта Страница создана за 0.037446 сек. Всего документов включено в базу знаний: 5150576 |