АлмазВ 1456 г. Луи фон Бергем (Louis von Berguem) из Брюгге изобрел искусство шлифования и гранения алмазов, что теперь производится почти исключительно в Амстердаме. Алмазы шлифуют, придавая им форму бриллиантов (два тупых конуса, сложенных основаниями), причем часто пользуются октаэдрической спайностью; число одинаковых фасеток 4 или кратное 4-м; то их шлифуют в виде розы или розетки (плоское основание с рядами треугольных пришлифованных плоскостей — преобладает число 6), то придают им таблитчатую форму и т. д. Дороже всего ценятся бриллианты. Самые большие, а потому и очень редкие бриллианты ценятся необычайно дорого и считаются историческими достопримечательностями; таковы: Великий Могол, Орлов, Регент, Флорентийский, Звезда Юга, Кохинор, Шах, Санси, Полярная Звезда. Так называемый Орлов (194 3/4 карата) украшает вершину русского скипетра; он имеет форму богатой гранями розы и происходит из Индии, где он служил глазом одной из статуй Брамы. Он попал к персидскому шаху Надиру, после умерщвления которого был похищен французским гренадером и после многих странствований был приобретен графом Орловым для императрицы Екатерины II в 1794 г. за сумму в 450000 рублей, ежегодную пенсию в 4000 р. и дворянскую грамоту. Кохинор также происходит из Индии, где и посейчас сокровища князей и храмов состоят главным образом из алмазов и драгоценных камней; он принадлежал лагорскому радже, откуда в 1850 г. стал добычей английского войска, а теперь находится у королевы Англии, Виктории; после шлифовки в Амстердаме его вес с 280 кар. уменьшился до 106 1/16 кар. Самый большой из бразильских алмазов, Звезда Юга, весом первоначально 247 1/2 кар., а после шлифовки весит лишь 125 кар. Регент, называемый также Питтом, был в 1702 году найден у Голконды в Ост-Индии рабом, который ранил себя в голову, чтобы скрыть его под повязкой, раб был потоплен матросом, которому он доверил свою тайну. Алмаз похищен этим последним и продан за 1000 фунтов стерлингов губернатору Питту, который в свою очередь продал его за 3 3/4 миллиона франков герцогу Орлеанскому. Во времена Республики он был похищен вместе с остальными коронными алмазами, затем снова найден и попал к Наполеону I украшением его шпаги. В битве при Ватерлоо Регент попал в прусские коронные сокровища, где находится и по настоящее время. Первоначально он весил 410 кар., теперь — 136 3/4. Великий Могол весит 279 кар.; величайший из существующих алмазов принадлежит маттанскому радже на Борнео и весит 363 карата. Красивый Санси, весящий лишь 53 1/2 карата, имеет грушевидную форму и самой чистой воды. Его судьба в высшей степени интересна; происходя из Индии, он в Европе стал достоянием Карла Смелого Бургундского, погибшего в битве при Нанси; алмаз был здесь найден швейцарским солдатом и продан за гульден какому-то духовному лицу. В 1489 г. алмаз попал к португальскому королю Антону, который, нуждаясь в деньгах, продал его за 100000 франков французу, от которого он и попал к Ле-Санси. Когда Санси отправился посланником в Солотурн, король Генрих III приказал ему послать в виде залога алмаз. Слуга, который вез алмаз, в дороге сделался жертвой нападения и был убит, но успел проглотить алмаз; Санси велел вскрыть труп и нашел алмаз в желудке слуги. Впоследствии алмаз Санси находился у короля английского Якова II, у Людовика XIV, у Людовика XV. В 1835 г. он был куплен обер-егермейстром князем Павлом Демидовым за 1/2 мил. рублей для русского императора. Флорентинский алмаз, иначе Великий Герцог Тосканский, находится у австрийского императора; Карл Смелый Бургундский потерял его в 1475 г. в битве при Грансот; он был найден швейцарцем и за гульден продан какому-то духовному лицу, которое уступило его за три франка в Берне. Впоследствии он попал к миланскому регенту Людовику Сфорце, затем к Папе Юлию II и, наконец, в Вену. Из цветочных алмазов знаменит синий, цвета сапфира, алмаз Норе, находящийся у семейства Норе в Амстердаме, и зеленый алмаз в Зеленой галерее (grunes Gewolbe) в Дрездене. С тех пор как были открыты африканские копи, алмазы, весящие после шлифования более 75 каратов, перестали быть редкостью. Виктория, Грет-Уайт (Great-white), или Королевский алмаз, происходит, как полагают, из Южной Африки. В настоящее время это второй по величине бриллиант в мире; первоначально камень весил 457 1/2 каратов, вес после шлифования 180 каратов, стоимость около 1.000,000 руб. Наконец, 28 марта 1888 года в южно-африканской копи Де-Беера был найден октаэдрический кристалл алмаза, весящий 428 1/2 каратов; цвет его не вполне белый, но с слабым желтоватым оттенком, как почти все африканские (капские) алмазы. Принимая во внимание форму кристалла, полагают, что из него можно вышлифовать бриллиант весом в 200 каратов, который был бы величайшим в мире. Относительно оценки алмазов существует еще много разногласий; можно, однако же, принять за среднюю стоимость одного карата (карат — единица веса для драгоценных камней; величина его несколько изменчива и колеблется в пределах от 197—206 миллиграмм, в среднем 4 1/2 доли золотника) необделанного алмаза, годного для шлифования, — 10—25 рублей, а одного карата отшлифованного алмаза, бриллианта — 80—135 рублей. Для определения ценности больших камней установлено такое правило, что стоимость одного карата множат на квадрат числа каратов; так, алмаз в 2—3—4—10 каратов стоит в 4—9—16—100 раз больше алмаза того же достоинства весом в 1 карат. За пределами 20 каратов определяемая таким путем ценность становится, однако же, более или менее воображаемой, нереальной, так как находится слишком мало покупателей таких больших и дорогих камней. Подделкой алмазов являются так называемые полубриллианты, у которых к верхней настоящей половине приклеен мастикой в виде нижней части другой камень. Слабо прокаленные сапфиры, гиацинты, топазы нередко выдаются за алмазы; но два последних камня тяжелее алмаза, а топаз, кроме того, при нагревании электризуется, чего не наблюдают у алмазов. Горный хрусталь и подделки из страсса (свинцовое стекло с сильным светорассеянием и большим показателем преломления) значительно легче алмаза, менее тверды и блестящи. Лучшим отличительным признаком алмазов служит все-таки их твердость; алмаз не чертится и не шлифуется ни наждаком, ни каким-либо другим телом, кроме своего собственного порошка. Царапины, пятна, вообще недостатки алмазов легко распознаются при погружении кристаллов в жидкий сероуглерод, калиево масло, вообще жидкости, показатель преломления которых очень близок к алмазу. Алмаз, как известно, по составу представляет чистый углерод: искусственное приготовление алмазов кажется, как будто, вследствие этого довольно простым: стоит лишь перевести аморфный углерод, столь распространенный в природе, в кристаллическую форму правильной системы. Все попытки этого рода не привели, однако же, еще к практическим результатам. Правда, Депретцу (Despretz) в Париже удалось в 1853 году, действуя электрическим током на сахарный уголь в безвоздушном пространстве, получить в продуктах воронки мельчайшие октаэдрические кристаллы со всеми признаками алмазов; но это были лишь микроскопические кристаллики, и их приготовление потребовало больше месяца работы. Несколько лучших результатов, хотя тоже неприменимых на практике, достиг, по-видимому, в последнее время Баллантин Ханней (Ballantyne Hannay) в Глазго. Во времена Ренессанса алмазу делали оправы из золота и, как сообщает в своем "Trattato" Бенвенуто Челлини, окружали его черной фольгой, чтобы придать больше огня. Теперь оправы делают из серебра и притом ажурные, так как алмаз сам по себе отличается чистейшей "водой" и игрой цветов, золото же всегда придает ему легкий желтоватый оттенок, как бы он ни казался незаметным. Современное ювелирное искусство впадает в ошибку другого рода, группируя алмазы в виде цветов, букетов и т. п. невыгодные комбинации; так, напр., в розе один лепесток закрывает другой, а это уже потому невыгодно, что лучи до известной степени уничтожаются и вместо яркого огня получается лишь неровное, неопределенное мерцание. Рационально и в художественном отношении верно располагать алмазы в звездообразные или тому подобные фигуры, сообразуясь с естественною природой алмаза, с характером его огненных лучей. Алмаз шлифуется алмазным же порошком; для шлифования преимущественно употребляется борт. Карбонат, показывающийся иногда кусками величиною с кулак, служит для шлифования и бурения твердых горных пород (алмазный бур). Многие интересные подробности читатели найдут в следующих сочинениях: Клуге, "Edelsteinkunde"; Шрауф, "Edelsteinkunde"; Кинг, "Natural history of precious stones"; M. Пыляев, "Драгоценные камни". Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Искать все статьи, похожие на текущую (Алмаз) | ||||||
Вы можете разместить ссылку на этот материал у себя на сайте, блоге или форуме
|
Универсальная энциклопедия 2012 Карта сайта Страница создана за 0.017145 сек. Всего документов включено в базу знаний: 5150576 |