Бесплатный хостинг картинок 4imgs.ru
Перейти на главную страницу сайта


загрузка...

Fas

Fas - в противоположность jus, т. е. светскому праву, означало у древних римлян совокупность норм, источником которых считалась воля богов. Историки древнего права предполагают, что понятие F. обнимало на первых порах всю совокупность действовавших тогда юридических норм, так как вся жизнь и все право стояли у римлян, как и у других древних народов, всецело под воздействием религии. В исторический период у римлян мы встречаем во всяком случае полное разделение этих двух областей. F. обнимает собою все публичные и частные отношения, стоящие в связи с религиею, установление и прекращение которых сопровождается религиозной санкцией и участием жрецов: совершение религиозных обрядов, формы призвания богов, жертвоприношения, образ жизни жрецов, нормы, касающиеся церковных зданий, священных мест и т. п., религиозные обряды и формулы, сопровождавшие основание города, избрание магистратов, созвание народных собраний, объявление войны и заключение мира, дозволение триумфа, распределение полей и т. д. По-видимому, область F. y римлян не была так резко очерчена, как область jus. Постепенно под понятие F. подводятся поэтому не только определенные учреждения и отношения, но и многие бытовые, житейские обряды и нравственные правила, имеющие за себя санкцию древности и относимые по своему происхождению к религии. В силу F. запрещалось сожигать труп человека, убитого молнией, оставлять глаза умершего открытыми, ходить по тому месту, где погребено изображение человека, обреченного на искупительную жертву во время сражения, но оставшегося в живых, вводить женщину в сенат в качестве члена и т. д. F. присоединяет свою санкцию ко многим отношениям чисто юридического свойства, признавая преступление или нарушение права грехом, налагая за них, независимо от светских, те или другие духовные кары и т. д. Мало-помалу, с постепенным захватом светским правом различных областей жизни, F. в смысле специальных норм стало обнимать собою лишь чисто религиозные отношения и обряды и деятельность жрецов, а в более общем смысле сделалось бессодержательным понятием, обозначавшим лишь высшую санкцию тех или других действий, предпринимаемых органами государства или отдельными людьми, — действий, которым эти последние старались дать не чисто утилитарное, а высшее религиозное или этическое оправдание. О таких действиях говорили, что их оправдывает "jus fas que"" При предложении нового закона магистрат в виде оговорки присоединял обыкновенно слова "Si quid fas non sit rogari, ejus rei hoc lege nihil rogatur", указывая на то, что он не хочет просить ничего несогласного с высшими предписаниями нравственности и религии. О человеке, добивавшемся желаемого им результата во что бы то ни стало, без отношения к тому, согласен ли этот результат с правилами нравственности и религии, говорили, что он стремится к этому результату "per fas et nefas". Ср. Danz, "Der Sacrale Schutz im rom. Rechtsverkehr"; Ihering, "Geist, des Rom. Rechts", I; Бердников, "Государственное положение религии в римско-византийской империи" (Казань, 1881).
В. Н.
Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.

Вы можете разместить ссылку на этот материал у себя на сайте, блоге или форуме

HTML-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию (для форумов)
Прямая ссылка на публикацию


Похожие статьи
Похожих статей не найдено.
Это интересно! АНГИОЛОГИЯ   персонализм   Огаки   Ригли (фамилия)   сделавший уступку   
Универсальная энциклопедия 2012
Карта сайта
Страница создана за 0.014205 сек. Всего документов включено в базу знаний: 5150576